Расходы на детский отдых в РТ растут

Вопросы развития сферы детского оздоровительного отдыха и туризма неоднократно поднимаются властями всех уровней. К сожалению, за последние три десятилетия мощная советская инфраструктура пришла в упадок, а созданию современной препятствуют кризисные явления в экономике. Касается это всех регионов, включая Татарстан, однако, в 2018 году наблюдается некоторый рост финансирования. Насколько это отвечает запросам отрасли, мы и постараемся выяснить.

Показатели 2018 года и перспективы отрасли

В нынешнем году отдых будет обеспечен для 220 тыс. детей в Республике Татарстан — в летний период свои двери откроют 1812 специализированных лагерей, затраты на это составят 1 млрд. 458 млн. руб. Раиль Муратшин как директор ГБУ РТ республиканский центр по организации отдыха и оздоровления и занятости детей и подростков «Лето», на расширенном заседании общественного совета федерального проекта «Детский спорт» сообщил, что привлекаются не только средства республиканского бюджета — по его информации, общие расходы на финансирование детского отдыха в 2018 году превысят 2 млрд. руб. Дополнительные 14 млн. руб. заложены в бюджете на обеспечение увеличения заработной платы персонала в связи с ростом минимального размера оплаты труда. На 3,2 млн. руб. по сравнению с прошлым годом увеличено финансирование обеспечения общественного порядка на территории детских оздоровительных лагерей. Частные охранные предприятия будут привлечены в 19 республиканских и 58 муниципальных учреждениях.

Тем не менее, в рамках реализации закона о безопасности детского отдыха, подписанного в апреле президентом, требования к оздоровительным и спортивным лагерям существенно ужесточаются. По мнению экспертов, это приведёт к сокращению числа подобных организаций и неизбежному росту цен на путёвки – в оставшихся.

Что касается общероссийских показателей, то, по мнению аналитиков, отечественный рынок в текущем году можно будет оценить цифрой в 90 млрд. руб. Кроме того, отмечается положительная динамика спроса на детский отдых, которая сохранится ещё как минимум на протяжении нескольких лет. В то же время появлению новых игроков препятствует отсутствие объективной информации по ряду статистических данных, в частности, интересующих бизнес и инвесторов. Именно поэтому участники проекта «Социальный навигатор» провели комплексное исследование данного сектора в ряде регионов, включая Татарстан, которое показало, что в ближайшие два года отрасль может вырасти ещё на 7%.

Отмечается, что на ремонт и приведение в нормативное состояние данных учреждений требуется порядка 25 млрд. руб., при этом присутствие частного капитала в отрасли составляет не более 3%. При этом Ирек Файзуллин — глава Минстроя РТ, сообщает, что в 2018 году в республике запланирован капитальный ремонт 14 оздоровительных лагерей, строительство шести новых, а также реконструкция одного существующего — на эти цели уже выделено 196 млн. руб. С учётом дополнительного финансирования капитальный ремонт будет проведён в 58% муниципальных летних лагерей.

Положительные прогнозы касательно востребованности детского оздоровительного отдыха подтверждаются и демографическими показателями, свидетельствующими о том, что численность детей в возрасте от 7 до 17 лет будет увеличиваться вплоть до 2017 года. Ужесточение же требований, предъявляемых надзорными ведомствами, будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг, благотворно сказываясь на востребованности такого отдыха.

Объективные трудности или системный кризис?

Несмотря на значимые показатели, символизирующие развитие сферы детского отдыха, предыдущие кризисные годы не прошли даром. Как отмечают специалисты, значительное число лагерей, построенных ещё в советское время, либо ликвидированы, либо находятся на грани закрытия. Ранее сообщалось, что в 2018 году Роспотребнадзор может не допустить к эксплуатации 14 лагерей, находящихся в ведении городского центра «Ял» ввиду ветхости основных строений.

Прошлый же год ознаменовался тем, что активисты ОНФ обнаружили на территории республики 22 заброшенных детских оздоровительных лагеря. Подобные непрофильные активы, находящиеся на балансе крупных предприятий или учебных учреждений, отличаются низким уровнем доходности или убыточны по причине необходимости крупных инфраструктурных вливаний, что способствует стремлению передать их в муниципальное ведомство или ликвидировать. Елена Сутормина как председатель комиссии Общественной палаты РФ, отмечает общую тенденцию к сокращению мест организованного детского отдыха, констатируя при этом увеличение стоимости путевки из сезона в сезон на 10-15%. При этом всё чаще выявляются детские лагеря, не имеющие разрешительной документации, несмотря на ведение специализированных реестров учёта, свидетельствующие об определённом спросе со стороны населения.

Как показывает практика, только благодаря государственной программе субсидирования и предоставления льготных путёвок удаётся обеспечить необходимый уровень наполняемости основной массы детских оздоровительных лагерей. Что касается частных учреждений, стоимость оказания услуг которых, несомненно, выше, то основным критерием их популярности является качество отдыха. Для дальнейшего развития отрасли и обеспечения заинтересованности со стороны частных инвесторов необходимо осуществлять субсидирование на определённую сумму, не привязываясь к итоговой стоимости путёвки. Это уравняет как муниципальные, так и частные организации, обеспечив родителей возможностью выбора.

Что касается Республики Татарстан, то явная нехватка значимых природных водоёмов, а также достопримечательностей и заповедников, которые могли бы претендовать на роль центра притяжения, особенно в сравнении с Краснодарским краем, предопределяет потребность уделять повышенное внимание организации досуговых мероприятий и условий размещения. Как отмечают эксперты, невысокий уровень оплаты труда ставит перед отраслью дополнительные проблемы в виде нехватки квалифицированных кадров.
Если же рассматривать более насущные проблемы, то обилие проверяющих ещё не гарантирует качество и безопасность отдыха, поскольку каждая из комиссий выявляет нарушения в строго ограниченной области. Как отмечает Сергей Ромашкин — гендиректор туроператора «Дельфин», в отрасли отсутствует комплексный подход, существует необходимость выработать единую методику оценки учреждения одновременно по всем критериям, что исключило бы разночтения в трактовке законодательных актов и способствовало бы повышению уровня оказания услуг.

Подводя итог, можно отметить активную работу властей Татарстана, направленную на обеспечение качественного детского летнего отдыха. При этом принимаемые меры направлены не только на финансирование сезонных потребностей отрасли, но и на крупные инфраструктурные проекты в виде создания новых лагерей и реконструкцию уже существующих.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*