Каким будет новый генплан Казани?

генпланГенеральный план Казани обрел новую концепцию, направленную не на расширение, а на благоустройство имеющейся территории. Как будет меняться город, и чего опасаются казанцы – в следующем обзоре.

Сохранять и развивать

Главный архитектор города Татьяна Прокофьева, докладывая по вопросу нового Генплана, отметила, что он будет принципиально отличаться от градостроительных замыслов времен 2007-2008 годов. Тогда Казань расширили почти в полтора раза, не задумываясь о транспортной инфраструктуре, сохранении исторического облика и функциональности. Кроме того, предыдущий Генплан был заложен на ту численность населения, которая в связи с демографическим всплеском была достигнута не к 2020 году, до которого был рассчитан документ, а уже к 2014 году.

Докладчика поддержал председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, заметив, что общественность обязана быть в курсе предстоящих, весьма ответственных перемен, а потому должна понимать предлагаемую инициативу и способствовать ее внедрению. Так, промышленные территории решено не выносить за пределы города, так как они дают рабочие места и налоги. Вместо этого они должны быть модернизированы и максимально вписаны в исторически своеобразный город.

Особое внимание, по заявлению Прокофьевой, будет уделено сбалансированного развитию городских районов, чтобы искоренить понятие «окраина». Граждане должны иметь комфортную среду для жизни, а потому застройка должна быть уплотнена, транспортная система связывать даже самые отдаленные районы, а все территории получат грамотное количество социальных объектов, мест отдыха и зеленых зон.

Новый генплан условно делит Казань на 2 зоны:

  1. Территории в количестве 10 тыс.га, подлежащие сохранению. Они будут иметь жесткое ограничение по новому строительству.
  2. Территории, подлежащие развитию, с учетом потенциального увеличения населения до 1,5 млн. человек к 2035 году, а, следовательно, предоставления им должной инфраструктуры

Дополнительно были проанализированы, пересчитаны и проинвентаризированы абсолютно все зеленые зоны города, строительство на которых будет запрещено. Экологические аспекты проработаны более тщательно, чем в предыдущем генплане, запланирована система озеленения территорий, выработана программа по сохранению имеющихся зеленых зон.

Генплан пойдет по «головам»

Открытое обсуждение нового Генплана началось с 29 мая и широко освещалось как в СМИ, так и на публичных слушаниях на 13 площадках Казани. Если Прокофьева озвучила все преимущества нового генплана, то мэр города Ильсур Метшин не утаил и недостатков.
Часть новых дорог должна проходить в поселках Карьер, Большие Клыки и Новая Сосновка фактически по стоящим там домам. После появления плана в общем доступе жители заинтересовались своей судьбой – неужели их дома будут снесены. Метшин уклонился от прямого ответа, заметив, что окончательно план будет согласован не раньше сентября-октября 2018 года. Однако мэр ясно дал понять, что дороги на указанных территориях планировались еще с 60-х, а поселки являются самостроем, на который власти города не давали разрешения. Все градостроительные решения принимаются профессионалами в своей области после длительного анализа текущей ситуации, а потому следует выбирать интересы будущего города и большинства его граждан.

Татьяна Прокофьева со своей стороны прокомментировала, что эти дороги всегда имелись в Генплане, имеющемся в общем доступе, а потому владельцы домов в указанных поселках должны были знать о перспективе их потери. Сложность ситуации состоит в том, что часть домов была передана в собственность федеральными ведомствами по дачной амнистии, тогда как самой Казанью, согласно ее градостроительного плана, ни одного земельного участка под строительство на этих территориях выдано не было. Татьяна Прокофьева назвала проблему с тремя поселками «раздутой», учитывая, что все жители получат компенсации.

Однако поселковые жители отказываются уезжать с насиженных мест, рассылая письма по различным министерствам и ведомствам. Трое граждан готовы предъявить разрешения на строительство именно на этих землях, другие уверяют, что в прошлом генплане дорога шла по полям, а не по домам, причем далеко не аварийным, как уверяют власти.

Следующая проблема затрагивает территорию около аэродрома, которая также планируется к расширению. Если поселковые жители борются за 4-5 десятков своих домов, то в случае с приаэродромными землями речь идет почти о двух сотнях. Здесь ситуация сложнее и непонятнее, так как жители имеют и свидетельство на собственность, и разрешения на строительство, а потому зоной отчуждения данная территория стать не может.

Общественное мнение

На бумаге будущий генплан звучит весьма привлекательно:
— расширение дорожно-транспортной сети;
— увеличение количества развязок в 4 раза;
— создание новых транспортно-пересадочных узлов;
— развитие общественного транспорта;
— объединение разрозненных набережных в единую территорию;
— обустройство пешеходных пространств;
— строительство социальной инфраструктуры;
— увеличение зеленых зон.

Однако подключившиеся к обсуждению плана местные жители уже назвали его «бессистемной застройкой», созданной московскими специалистами, не разбирающимися в реалиях Казани. Активисты города считают одобрение проекта абсолютно недопустимым, так как он ухудшит и экологию, и общую городскую среду.

Основная идея нового генплана состоит в упорядочивании сейчас разбалансированного города, однако как это можно сделать без инновационных решений, — недоумевают граждане. Бюджет города просто не выдержит предполагаемых на обеспечение инфраструктурой микрорайонов затрат, что приведет к повышению налогов и ухудшению качества жизни граждан. Зато чиновники, получившие невыполнимый план, смогут чинить беспредел в городе на свое усмотрение.

Преувеличивают инициаторы проекта и по вопросу демографического всплеска. Фактически Казань можно назвать «пустой», ведь плотность составляет не более 25 человек на гектар земли. Миллионная же численность достигается за счет разрастания города на соседние районы, куда рано или поздно придется опять же вкладывать средства на создание и развитие инфраструктуры. Почему бы не остановить это бесконтрольное присоединение земель, — вопрошают казанцы.

Категорично заявить, что все 85 млн. рублей, в которые обошелся новый генплан, были потрачены впустую – нельзя. Теперь чиновники и специалисты соответствующих уровней лучше представляют, какие конкретно градостроительные проблемы имеются у города и могут задуматься над вариантами их разрешения.

Обсуждение же концепции будущего Казани должно быть действительно общественным, с привлечением не только рядовых граждан, но и ученых, историков, инженеров, экологов. Только таким образом может быть достигнут консенсус и разработан действительно сбалансированный, грамотный генплан

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*