Нужен ли Татарстану промпарк «Зеленодольск»?

Активное продвижение концепции территорий опережающего развития, несмотря на то, что программа ещё не реализована в полном объёме, уже продемонстрировало определённые положительные результаты. Стремясь закрепить динамику, власти Татарстана мобилизуют ресурсы для расширения уже существующих площадок и строительства новых. Насколько эффективен такой подход, мы и постараемся разобраться.

Основные затраты на создание новой площадки и объективная необходимость в ней

Создание ТОСЭР предполагает размещение на их территории высокотехнологичных производств и иных предприятий, включая основные формы малого бизнеса, а также предоставление им определённых налоговых льгот. Со стороны региональных властей необходимы действия по организации промышленных площадок, подводу всех необходимых коммуникаций и созданию транспортной инфраструктуры.

Определённый опыт, накопленный властями Татарстана, играет как положительную, так и отрицательную роль в этом вопросе. Как показывает практика, основными резидентами подобных зон являются компании из Турции и Китая, проявляют интерес и отечественные инвесторы, размещая как новые предприятия, так и подразделения уже существующих. При этом ещё на начальном этапе реализации программы при рассмотрении заявок от потенциальных резидентов упор делался именно на качество, отдавая предпочтение наиболее масштабным, значимым и надёжным проектам.

В то же время, активное расширение ТОСЭР прогнозируемо приведёт к изменению такого подхода, поскольку привлечь всё новых участников, способных в условиях кризиса серьёзно инвестировать, не так просто.

Поводом для подобных рассуждений послужила новость об объявлении тендера на создание промпарка «Зеленодольск», сумма которого составляет 120 млн. руб. При этом, в указанную сумму входит лишь строительство нескольких нежилых построек, в то время как из Фонда развития моногородов было выделено ещё 866 млн. руб. Что касается транспортной инфраструктуры, то ещё в конце 2016 года были объявлены два тендера со стоимостью в 180,8 и 337,8 млн. руб. соответственно. Главное инвестиционно-строительное управление РТ, в свою очередь, объявляло тендер на строительно-монтажные работы и монтаж оборудования стоимостью в 503,4 млн. руб.

Столь масштабные вливания, не предусматривающие прямого возврата, предопределяют необходимоть выработки долгосрочной стратегии. С учётом того, что по ряду площадок отсутствует положительная динамика расширения, и нет новых резидентов с начала года, такой экстенсивный подход вызывает закономерные вопросы о целесообразности. Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев в ходе прошедшего «делового понедельника» отметил, что развитие малого бизнеса не концентрируется вокруг ТОСЭР, в настоящее время в регионе на его поддержку уже выделено около 3 млрд. руб., так что говорить о новых площадках ТОСЭР как об основном и исключительном инструменте стимулирования экономики не приходится.

Помимо инфраструктурных проблем, активному развитию предприятий и приходу инвесторов препятствует целый комплекс проблем, включающий дефицит в экономике дешёвых кредитов и «длинных» денег, опасность попадания под санкции для иностранных компаний, а также нехватка квалифицированных сотрудников. Все вышеперечисленные проблемы будут решаться ещё не один год, так что при отсутствии полной загрузки уже имеющихся площадок создавать новые несколько не оправданно. В то же время, имеет место и эффект наглядности, когда не до конца заполненная площадка, вмещающая в себе несколько крупных компаний, привлекает небольшие фирмы, ориентированные на аутсорс, так что в некоторых случаях это может оказаться полезным.

Особенности проекта и его актуальность в текущих условиях

В рамках реализации площадки, по словам главы района Александра Тыгина, планируется создать более 2000 рабочих мест, что предполагает финансирование в размере 10 млрд. руб. со стороны инвесторов. В условиях сложной экономической ситуации обеспечить такие вливания крайне сложно. Тем не менее, если посмотреть в предысторию проекта, то о создании промпарка «Зеленодольск» было заявлено ещё в августе 2016 года, причём изначально в число резидентов входили три сельскохозяйственных комплекса, одно из подразделений «Татхимфармпрепараты», «ИКАМР-ЛТД» и концерн «ИНМАШ». В состав площадки войдут также логистические и складские комплексы, а также распределительные центры. Что касается социальной значимости, то фактическое возрождение района «Салават Купере» наконец-то получит экономическое обоснование, полностью перекрыв потребности рынка труда.

С учётом переориентирования АПК на экспорт и пристального внимания к направлению глубокой переработки, сельскохозяйственные предприятия определённо займут свою целевую нишу. То же касается и фармакологического производства.

Кроме сугубо экономических обоснований, существуют и социальные, а также политические аспекты, стимулирующие правительство республики к активному продвижению реализуемой концепции. Так, согласно официально опубликованным данным Фонда «Петербургская политика», Татарстан переместился из группы регионов с максимальной социальной устойчивостью в группу с высокой устойчивостью, сохраняя предпосылки для негативного развития ситуации. Это ставит под удар, прежде всего, инвестиционную привлекательность региона, остро нуждающегося в финансовой подпитке уже запущенных проектов, так что привлечение резидентов – вопрос, очевидно, решенный.

Руководитель консалтинговой компании «Решение-Верное.рф» Сергей Маслехин в то же время отмечает, что в регионе нет острой нехватки в промышленных площадках, основным преимуществом подобной концентрации производств являются налоговые преференции, а также современная инфраструктура, не требующая от компаний дополнительного инвестирования. В таких условиях властям следует максимально ответственно подходить к вопросам отбора резидентов, поскольку возврат бюджетных расходов определяется лишь потенциальными налоговыми сборами, созданием новых рабочих мест и долгосрочной стратегией. Необходимо отсеивать конъюнктурные проекты, реализация которых ориентирована на ближайшие несколько лет, до тех пор, пока действуют льготы. Что касается перетоков, то есть формального переноса уже существующей компании на территорию ТОСЭР с целью получения преференций, то жёсткая политика Минфина в этом направлении несколько снижает интерес у российских компаний, негативно сказываясь на числе потенциальных резидентов.

Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке статьи, можно сказать, что промпарк «Зеленодольск» является обоснованным проектом, реализация которого позволит решить целый ряд социально-экономических проблем. В то же время, учитывая снижение активности среди потенциальных инвесторов, следует прогнозировать увеличение сроков выхода на проектные показатели, при появлении определённой конкуренции между аналогичными площадками.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*