Не так давно в компании Яндекс заявили, что они готовы реализовать в Казани проект по созданию полноценной системы беспилотного такси, который будет функционировать не только по определённым маршрутам, но и иметь полную свободу передвижения. Ключевым вопросом в этом случае является не столько техническая сторона, сколько готовность инфраструктуры к подобным инновациям.
Старт проекта и перспективы беспилотников в Татарстане
В качестве начального этапа рассматривается опыт эксплуатации беспилотников в Иннополисе, однако назвать их полностью автономными нельзя, поскольку в каждой машине присутствует оператор, готовый в любой момент вмешаться в процесс. Подобное решение ставит крест на экономической целесообразности проекта, однако предоставляет уникальную экспериментальную площадку для отработки и совершенствования технологии. Президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Александр Гурко полагает, что подобный транспорт уже стал объективной реальностью, которая полноценно вольётся в дорожный трафик уже к 2025 году. Тем не менее, на данном этапе, переход на беспилотники – это скорее имиджевый или демонстрационный проект, что подтвердил и Рустам Минниханов на церемонии запуска такси в Иннополисе.
Ключевой проблемой, с которой сталкиваются разработчики подобного транспорта при попытке организовать полнофункциональную модель – это сложность организации дорожного движения в российских реалиях. Фактическая расстановка знаков, их видимость, соответствие дорожной обстановке, качество горизонтальной дорожной разметки существенно осложняют работу автономных транспортных средств, предопределяя риск высокой аварийности. Именно поэтому в Республике Татарстан компанией RoadAR уже на протяжении нескольких лет ведётся разработка трёхмерных карт с высоким разрешением. По словам основателя компании Евгения Никольского, на начальном этапе не было конечного понимания цели создания подобных карт — предполагалось, что автопроизводители будут самостоятельно формировать навигационные системы, адаптированные для беспилотников. Однако время показало, что это существенно замедляет процесс развития. В настоящее время как отечественные, так и зарубежные компании ведут конкурентную борьбу на столь перспективном рынке, так что от оперативности решения ключевых задач будет зависеть и коммерческий успех проекта.
Достигнутые результаты и текущий уровень технологического развития
В качестве положительного примера, демонстрирующего готовность основных систем к переходу в автономный режим работы, называют успешный автопробег тестового автомобиля из Москвы в Казань, в котором около 99% времени управление осуществлялось в автоматическом режиме.
Что касается Иннополиса, то он является фактически первым в Европе проектом, где реализована система беспилотного такси. На сегодняшний день – это перевозки с фиксированным маршрутом, где посадка и высадка пассажиров осуществляется в одной из пяти установленных точек. Тестирование проходит в бесплатном режиме, участники проекта могут сократить время ожидания машины, организовав групповую поездку, причём вызвать автомобиль можно только к уже озвученным пяти точкам. Таким образом, говорить о полноценном функционировании пока рано, речь идёт скорее об испытаниях в условиях, приближенным к реальности.
По словам самих разработчиков, пока можно говорить только об активном внедрении беспилотников в нишевых отраслях, таких как внутренние перевозки на предприятиях, рекреационных зонах, пассажирских перевозках по заранее установленному маршруту.
Если же говорить о перспективах, то помимо известного агрегатора, активной проработкой и продвижением собственного проекта занимается и Камаз, ещё несколько лет назад представивший модель беспилотного микроавтобуса. В рамках проходящего в эти дни Московского международного автосалона публике был представлен электробус ГАЗель NEXT, также способный передвигаться без помощи водителя. Автомобиль функционирует в рамках уже существующих навигационных систем, обеспечивающих точность его позиционирования до 1 см. При этом прорабатываются два варианта распознавания окружающей обстановки – с помощью камер и посредством сканирующих лазеров (лидаров). Это наглядно демонстрирует интерес к рассматриваемому направлению, которое уже в ближайшие годы может получить мощный импульс к развитию.
Если же говорить о готовности выпустить на дороги общего пользования автоматические транспортные средства, то первое, что следует учитывать – это необходимость в переработке законодательной базы, поскольку разделение ответственности за потенциально возможные ДТП между эксплуатирующей организацией и разработчиком могут завалить суды работой на годы вперёд. Не стоит полагаться и на систему страхования, поскольку стоимость необходимого пакета дополнительным бременем ляжет на себестоимость таких перевозок.
Дороги общего пользования как в России, так и за рубежом пока не готовы принять беспилотный транспорт в традиционном понимании этого слова, исключающего дополнительный контроль со стороны человека. До тех пор, пока не будет разработана единая система карт, аналогичная нынешним ГЛОНАСС или GPS, но ориентированная на специфику автотранспорта под управлением искусственного интеллекта, полноценно передвигаться такие машины не смогут. И дело здесь вовсе не в организации дорожного движения, а в возможном её изменении, поскольку даже кратковременно выполняемые дорожные работы потребуют расстановки знаков в соответствии с нормативными требованиям, установки элементов ограждения, видимых для автоматических камер. А это уже работа на местах, с которой, как показывает официальная статистика, всё обстоит достаточно сложно.
Генеральный директор Яндекс в России Елена Бунина также полагает, что проект, реализуемый в Татарстане, пока нельзя назвать полноценным выходом на дороги общего пользования, которое может произойти не ранее, чем спустя несколько лет. Тем не менее, активная работа в данном направлении позволит создать собственные автоматизированные системы, а не перенимать зарубежный опыт уже в ближайшем будущем.
По словам представителей компании Яндекс, Татарстан на сегодняшний день является центром отечественных IT-технологий — именно благодаря этому Казань и стала основной площадкой для тестирования собственных разработок. Партнёрство с регионом стартовало ещё в 2015 году, когда было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве, в рамках которого уже запущено более 10 инновационных проектов.
Если говорить об инфраструктуре, то Казань, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, является ключевым центом, в котором возможна реализация беспилотных пассажироперевозок даже при существующем уровне технологий. Масштабные мероприятия, проводимые здесь, позволили подготовить в том числе и транспортную составляющую, приведя организацию дорожного движения к нормативным показателям.