Потребители республики Татарстан обеспокоены информацией, что засушливое лето и меньшее по сравнению с предыдущими годами урожай зерна может привести к удорожанию хлеба в Татарстане. Какова реальная ситуация с ценообразованием на хлебобулочные изделия? Как она отразится на потребителях и фермерах? Каких экономических мер следует ожидать от властей республики?
Большой урожай или большие цены?
В текущем году в Татарстане было собрано 3,7 миллионов тонн зерновых культур, тогда как результатом 2017 года стало рекордное количество в 5 миллионов тонн. В качестве оправдания аграрии ссылаются на чрезвычайно засушливое лето, на протяжении которого в республике выпала лишь половина осадков от среднемноголетних данных. Но министр сельского хозяйства Марат Ахметов не склонен винить во всем только лишь погодные условия, ведь ряд регионов может похвастать более чем достойным урожаем. Так, Заинский район смог собрать 37 ц/га при среднем показателе по республике в 26 ц/га. А Сарманово, Арский и Тукаевский районы, Нурлат, Атню и вовсе могут давать мастер-классы аутсайдерам по ведению сельского хозяйства в неблагополучных условиях. Так что Ахметов не уверен, природный ли фактор сыграл свою роль или человеческий в том, что из-за определенных районов республика не показала должным образом весь свой потенциал.
А вот сахарную свеклу сознательно посадили в меньшем количестве, так как еще в прошлом году закупочные цены на нее оказались очень низкими. Разницу в доходах компенсировали путем более привлекательной стоимости – по 40 рублей за килограмм сахара, что превосходит цены нескольких последних лет. Таким образом, фермеры не понесли убытков, компенсировав недополученные доходы. Все три татарских сахарных завода за сезон выработали 22000 тонн сахарного песка, однако на фоне обильного урожая культуры российские цены настолько резко падают, что хозяйства несут убытки.
Падение же закупочных цен на молоко очень сильно ударило по бюджету Татарстана, который является лидером по выпуску товарного молока. В 2018 году было получено на 3,5 млрд выручки меньше при стабильно высоких розничных ценах. Ахметов с горечью признал, что власти не в состоянии повлиять каким-либо образом на конечные цены на молоко. Производители работают на пределе себестоимости продукта, а вся разница между низкой закупочной ценой и магазинной оседает в карманах оптовиков и прочих «промежуточных» пунктов во время доставки товаров на прилавки. В данной ситуации помочь может лишь какой-то законодательный акт, справедливо распределяющий прибыль между фермером, перерабатывающим предприятием и продавцом. Пока же такого не существует, аграриям приходится мириться со слабой окупаемостью.
О ком заботиться — о фермерах или потребителях?
Хотя Ахметов утверждает, что за ценами на хлеб пристально следят, ему пришлось признать наличие предпосылок к его подорожанию. На недавно состоявшемся брифинге министр пошутил, что татарстанцы, по всей видимости, начали активнее следить за здоровьем и фигурой, так как из года в год потребляют всё меньше хлеба. Однако именно этот продукт по-прежнему считается наиболее «политическим», а потому требует особого к себе отношения. В результате переговоров с мукомолами и пекарнями было решено не изменять цены на так называемые социальные хлебные сорта, то есть продаваемые дешевле аналогичного товара. Они не отличаются иной рецептурой, худшими ингредиентами или вкусом, просто идут в продажу по сниженной цене с целью реализации среди потребителей с низким достатком. До конца года хлебопекарни продолжат работать в прежнем режиме, но с 2019 года после прогнозируемого небольшого, но все же подорожания зерна, Минсельхоз при необходимости применит схему субсидирования муки.
Текущие цены можно назвать в равной степени оптимальными и для удержания стоимости социальных хлебов, и для производителей, и для хлебопекарен. Агентство «Татарстанстат» сообщает о том, что на октябрь 2018 года хлеб из ржаной и пшеничной муки в республике стоит 41,46 руб/кг, из муки 1 и 2 сортов – около 46 рублей. Оптимизировать себестоимость, по словам Ахметова, не представляется возможным, поэтому она может колебаться от 6 до 8-9 рублей за килограмм.
Сложившуюся в сельском хозяйстве обстановку Марат Ахметов назвал двоякой. С одной стороны, текущая стоимость зерна является намного более выгодной по сравнению с предыдущим годом, когда оно уходило по бросовым ценам. Год назад при официально установленной цене на пшеницу в 6,5–7 рублей за килограмм для третьего класса нередко производители отдавали ее за «позорные, по словам министра, 4 рубля. Сейчас Ахметов искренне радуется выросшим в 2 раза, такие привлекательным для аграриев ценам, однако те в свою очередь приводят к удорожанию выпускаемой продукции, вызывая возмущение потребителей и необходимость принимать меры со стороны правительства.
Республика обеспечена
Общероссийская статистика показывает, что снижение урожайности является не только татарстанской проблемой — схожая ситуация наблюдается по многим регионам. Заместитель министра сельского хозяйства Ильдус Габдрахманов называет цифру в 22 млн тонн — именно таково снижение урожая зерновых культур, собранных в целом по стране по сравнению с итогами 2017 года.
Себя Татарстан максимально обеспечил зерном, не реализуя свой урожай в другие регионы из-за чрезмерных транспортных расходов. Руководитель Ассоциации фермеров Камияр Байтемиров заявляет, что нет прямой связи между увеличением закупочных цен на зерно и стоимостью хлебобулочных изделий. На ценообразование влияет слишком много факторов, которые способствуют как росту стоимости хлеба, так и ее стабилизации и сохранению.
Байтемиров говорит, что правительство уже проработало разные сценарии регулирования цен, однако и сам рынок может взять на себя роль регулятора. В хранилищах есть достаточно запасов зерна, которые позволят сбалансировать цены.