На недавней 18-й специализированной выставке в Татарстане президент республики Руслан Минниханов с гордостью заявил, что местный машиностроительный комплекс является лучшим в стране. Однако 2019 год начался с некоторого спада и туманных перспектив у ключевых производителей, что может неблагоприятно отразиться на всей отрасли.
Ford «разлюбил» Европу
Министр промышленности и торговли Альберт Каримов в данный момент не обладает информацией и никак не комментирует ситуацию с заводом Ford Sollers в Набережных Челнах. В прошлом году американский автопроизводитель начал радикально пересматривать стратегию своего дальнейшего развития, что уже вылилось в сокращение не только модельного ряда, и количества европейских офисов и, соответственно, сокращение сотрудников. Не исключено, что и российскому заводу следует ожидать аналогичных мероприятий, так как убыточное предприятия уже не единожды ставилось на повестку дня вице-президентом Ford Стивеном Армстронгом.
С начала января 2019 года СМИ заговорили о том, что американский автогигант планирует прекратить производство в Челнах, дающее работу почти 3 тысячам человек, но оставить за собой площадку в «Алабуге», где будет выпускаться «президентская» модель Aurus. Каримову, сообщающему о постоянной связи с собственником предприятия и отсутствии конкретного решения о его судьбе, вторит и пресс-службы Ford Sollers. Представитель бренда заявил лишь о реструктуризации и оптимизации бизнеса, которая может протекать в нескольких направлениях. Поэтому пока нельзя однозначно говорить о закрытии каких-то конкретных предприятий по крайней мере до второго квартала текущего года. Однако, по некоторой информации, в рамках повышения доходности будущее татарстанского отделения практически решено и сравнимо с европейскими заводами: Набережные Челны и Всеволожск прекратят выпуск, в Елабуге оставят лишь производство фургонов Ford Transit и лишь «Алабуга» может похвастать созданием к 2020 году мощностей для создания 5 тыс. автомобилей ежегодно.
О том, как владельцы распорядятся выпускаемыми и весьма популярными в республике моделями — Fiesta, Focus, Monde, EcoSport, — не известно. Скорее всего, они навсегда уйдут с рынка в рамках пересмотра модельного ряда и нового стратегического пути американского производителя.
КАМАЗ теряет кадры
Не всё благополучно и у крупнейшего отечественного производителя грузовой и тяжелой техники.
В КАМАЗе неоднократно жаловались министру минпромторга Альберту Каримову на отсутствие квалифицированных сотрудников практически на каждом производстве: узких специалистов, технологов, конструкторов, инженеров, дизайнеров. Следует отметить, что прошлый год в целом не удался производителю: при росте потребности в магистральных тягачах продажи самосвалов оказались абсолютно провальными, что в совокупности с кадровым дефицитом, санкциями, большой инвестиционной нагрузкой и отсутствием в России масштабных инвестпроектов оказалось серьезным ударом для производителя. Кроме того, зарубежные инвесторы и партнеры и так не жалуют российские компании, а тем более те из них, контрольные акции которых находятся у государственных корпораций.
Поэтому в 2019 году завод начал прорабатывать пути создания новых, более перспективных и доходных производств за пределами Татарстана, а также активно пополнять кадровый состав гражданами соседних областей и регионов. В первую очередь, руководство автоконцерна рассматривает Тольятти, давно являющийся столицей российского автомобилестроения. Предполагается найти там не только новую площадку, но и высокопрофессиональных специалистов, а заодно активнее развивать поставляющий для КАМАЗ автомобильные компоненты тольятинский завод «Объединенные автомобильные технологии», в котором у автопроизводителя 49% акций.
Очень успешным оказался опыт выпуска в рамках тендера электробусов для российской столицы. Десяток из них уже можно встретить на московских дорогах, создатели же гарантируют, что такого рода разработок не существует нигде в мире. Даже Китай, обладающий самым развитым городским электрическим транспортом, до сих пор не запустил автобусы такого уровня, реагирующие на погодные условия и экономящие заряд энергии при низких температурах. По завершении контракта московские чиновники сделали заводу новый заказ на электробусы с ускоренной зарядкой, поэтому в данном направлении также есть, куда продуктивно развиваться.
Спад отрасли, дефицит кадров или плохая оплата?
Итоги 2018 года продемонстрировали спад машиностроения на 8%, хотя в общем производстве Татарстана отрасль показала 20%, отгрузив продукции на сумму более 500 млрд.рублей. Именно машиностроение на протяжении нескольких последних лет было движущей силой экономики республики и ежегодно могло похвастаться не только индексами производства, но и новыми проектами.
Дефицит кадров в сфере машиностроения и в целом в промышленной сфере действительно существует, подтверждает Каримов. Это является проблемой не только КАМАЗа или Ford Sollers, но и многих резидентов «Алабуги». При этом тот же автопроизводитель предлагает своим сотрудникам зарплаты от 20 до 72 тысяч рублей в зависимости от уровня квалификации специалиста, а в будущем и вовсе планирует устранить весь неквалифицированный и малооплачиваемый труд. Кроме того, на КАМАЗе, как и на АвтоВАЗе, практикуются программы профобразования и дотации на обучение молодых специалистов.
В любом случае, какие бы пути дальнейшего развития ни выбрали оба машиностроительных предприятия, уровень роста республики позволит населению быстро найти новые рабочие места, уверен Каримов.
Падение производства в машиностроительном комплексе мало отразилось на общем объеме промышленности в Татарстане, который составил почти 3 трлн. рублей. Промышленность РТ обеспечивает рабочими местами четверть населения региона – около 340 тыс. человек.