Знания определяют место человека в цивилизационно-социальной иерархии. Вверх пробиваются преимущественно те, у кого есть высшее образование. Несмотря на то, что качество предоставляемых знаний в высших учебных заведениях остается хорошим, от рейтинга ВУЗа во многом зависит жизненный старт его выпускников.
Российский образовательный ТОП
Российские вузы в общемировом рейтинге занимают 32 место из 200 – могло бы быть и лучше, но и это – неплохой результат. Среди российских вузов лидируют удерживающий первое место на протяжении уже нескольких лет МГУ имени М.В.Ломоносова, СПГУ, МФТИ. Но на столичном образовании свет клином не сошелся — страна большая, и во всех городах существуют высшие учебные заведения.
Большинство высших учебных заведений, находящихся на вершине рейтинга, улучшили свою динамику, поднимаясь все выше. Наилучшая динамика позиции за последний год присуща:
• КФУ;
• Университету ИТМО;
• РУДН;
• Самарскому национальному исследовательскому университету;
• РЭУ имени Плеханова;
• УРФУ.
В мировом рейтинге QS World University Rankings присутствуют 25 университетов нашей страны, из них 16 являются действующими участниками проекта, призванного повысить конкурентоспособность университетского образования РФ среди мировых образовательных заведений. Целью международной программы стало оказание помощи тем, кто желает получить высшее образование.
В рейтинге учитываются следующие составляющие:
• значимость в научной среде;
• соотношение числа преподавателей и студентов;
• репутация, влияющая на трудоустройство после окончания;
• индекс поисковых обращений (цитируемости);
• наличие иностранных студентов и преподавателей.
По мнению министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова, динамика роста в общемировых рейтинговых топах говорит о существенном потенциале российского университетского образования и росте их конкурентоспособности.
Образование в Татарстане
КФУ сумел подняться на целых 47 пунктов, улучшив свою позицию до 392. В внутрироссийской иерархии он стал 12, деля место с РУДН.
2019 год стал для КФУ хорошим – рейтинг университета подрос до 28,5 баллов, увеличившись на 2,3 (при прошлогоднем значении в 26,2). Отчасти это обусловлено интернационализацией контингента и преподавательского состава. Количество иностранных студентов превысило среднемировую медианную составляющую. Сыграло положительную роль наращивание кадрового потенциала университета, развивающего образовательную и научно-исследовательскую инфраструктуры, что стало более привлекательным для иностранных исследователей и преподавателей.
Выросла академическая репутация в международной среде. Этим университет обязан расширению международных связей и партнерским контактам, повлекшим за собой активную интеграцию в многочисленные научно-исследовательские союзы в приоритетных направлениях развития.
С другими вузами не все так гладко. За последние четыре года происходит неуклонное сокращение государственных вузов республики, снизилось на четверть наличие лицензий, выдаваемых для осуществления общеобразовательной деятельности. Число государственных вузов сократилось до 30 (четыре года назад было 41), негосударственные вузы «убыли» до 11 (от 27). Среди выпускников школ начинает поэтому популяризироваться средне-специальное образование. Идут слухи о возможности ограниченного набора в десятые классы, чтобы не было переизбытка неприкаянных выпускников школ. Choose the best bbw videos
В 2017 году угроза отзыва лицензии нависла даже над двумя филиалами КФУ, в Елабуге и Набережных Челнах. Подразделения, претензии к которым были скорее формальными, сумели исправить нарушения и вернуться в образовательный строй.
Образовательные тенденции вузов Татарстана
- Сокращение числа вузов может говорить об увеличении престижности высшего образования, ведь сокращается четверть мест в вузах. Львиная доля сокращений приходится на негосударственные высшие образовательные учреждения.
- Негосударственные вузы наращивают число бюджетных мест, общая доля их увеличилась почти на 40%. В государственных вузах произошло снижение количества обучающихся на платной основе, почти не затронув бюджетников.
- Возросло число управленцев при снижении доли преподавателей. При видимом сокращении «технического» персонала количество руководителей разных рангов выросло. Увеличилось число профессорско-преподавательского состава при условии временной работы. С одной стороны это позволяет привлекать различных специалистов на короткие промежутки времени, с другой – делает образование мобильным, преподаватели соприкасаются со студентами минимально, лишь в процессе чтения курса.
На взгляд доктора педагогических наук Габдельхана Габдуллина из Института развития образования Республики Татарстан, в образовательной сфере сложилась парадоксальная ситуация. Постоянное реформирование не приносит позитивного результата, скорее – снижается уровень выпускников школ. Это является результатом ошибок в области образовательной политики. Профессиональная подготовка педагогов ведется только в КФУ, а педагогический вуз расформирован, в итоге в Татарстане просто нет вуза, который бы выпускал педагогов. В результате ухудшилось общее качество педагогического образования. Образование переходит в разряд услуг, все дальше уходя от формирования и развития личности человека.
Образование продолжает существовать, хотя фатальные слова Фурсенко о его ключевой задаче – взращивании квалифицированного потребителя, настораживают. Школа, а затем и вуз, должны готовить к жизни не по вкусу чиновников, а если упор будет сделан на выращивании потребителей услуг, то о высоком качестве любого образования придется забыть — оно будет доступно только управляющей элите. Чтобы поднять образование на высокий уровень, необходимы перемены внутри общества и новые экономические потребности, под которые подтянутся социальная сфера и образование.