Учебные заведения РТ перешли на дистанционное обучение 6 апреля. В целом система образования Татарстана адаптировалась к изоляции – выявлен характер трудностей, с которыми она столкнулась, вырабатываются способы их преодоления.
Онлайн-занятия посетил президент РТ
Президент РТ Рустам Минниханов держит на контроле процесс перехода на дистанционное обучение. Недавно он побывал на онлайн-уроках и из первых уст услышал, что думают ученики и педагоги о новом формате обучения.
Рустам Минниханов подключился к некоторым лекциям, которые проводились в лицее № 78 в Набережных Челнах. Урок биологии онлайн для учеников лицея оказался первым опытом общения с главой республики. Дети поделились с президентом своими мыслями и выразили желание, чтобы уроки для них проводились на одной платформе. В настоящий момент преподаватели используют для своих уроков несколько интернет-порталов: это «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Виртуальные факультативы» и другие. В ответ на просьбу учащихся президент Татарстана пообещал скорейшее решение вопроса, так как этим уже занимаются профильные министерства республики.
Президент зашел на уроки онлайн не только в общеобразовательной школе. Его интересовало, как налажено обучение и в средних профессионально-технических заведениях. Он посетил лекцию, проводимую онлайн для студентов Лениногорского нефтяного техникума, которая была посвящена эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Здесь президенту пожаловались на низкое качество связи. Интернет часто обрывается из-за сильно возросшего количества обращений к обучающим ресурсам. Президент Минниханов сказал, что вопрос решается, о проблеме знают специалисты интернет-связи, и они уже начали налаживать системы.
На вопрос студентов техникума, сколько времени будет длиться новый формат онлайн-учебы, президент Минниханов ответил, что всем нужно набраться терпения. Когда-нибудь этот сложный период закончится. А сейчас главное – это здоровье молодежи. Президент призвал участников онлайн-общения беречь себя и близких людей, соблюдать рекомендованные меры безопасности.
Мир изменился: онлайн-интервью министра образования РТ
Министр образования и науки Рафис Бурганов дал интервью, в котором рассказал, как идет переход на новую онлайн форму обучения в Татарстане. Само интервью проходило в формате онлайн. Министр сказал, что мир изменился и, если раньше нужно было собираться в одном месте, чтобы провести совещание, то теперь это необязательно. Наша ментальность уже изменилась, и мы готовы делать это с помощью технических средств, которые сейчас есть у каждого – мобильные устройства, компьютеры.
Как прошел переход на новую форму обучения?
На это вопрос министр Бурганов ответил, что первыми перешли на эту форму обучения вузы и заведения среднего профобразования. Первый опыт был получен, и в какой-то мере министерство подготовилось к переводу на дистанционное обучение школ.
Главная проблема виделась в технической области. Ведь предстояло перевести в дополнение к высшей школе еще 430 тысяч школьников и 30 тысяч учителей на дистанционную платформу, а это дало бы очень сильную нагрузку на интернет. В итоге опасения были чрезмерными: да, интернет испытал трудности, но сети выдержали. Во многом благодаря тем усилиям, которые пришлось приложить.
Для решения вопроса министерство организовало рабочие группы, куда входили специалисты от поставщика связи «Таттелеком» и представители Минцифры республики. Они физически посетили каждую из 1400 школ (вместе с филиалами насчитывается 1800 зданий), где при помощи тестеров замеряли скорость интернета и оценивали возможности местных сетей. Президент дал поручение не жалеть времени и сил, работать в две смены.
Техническая трудность состояла в том, что требовалась передача сигнала от учеников к преподавателю и обратно. Скорость входная составляла 15 мегабит в секунду, а скорость отдачи в пять раз меньше – всего 3 мегабит в секунду. То есть, учитель получает от учеников ответы с хорошей скоростью, а передать ученикам материал быстро не получается. Пришлось решать эти технические вопросы, для чего сняли ограничения на посещение детьми таких сайтов, как Ютуб, ВКонтакте, сайты в Гугле.
Мощность компьютерщики распределили на много учебных платформ, всего их насчитывается около десяти. Такое большое количество учебных платформ нужно потому, что каждая из них предназначена для определенных дисциплин: «Модал» – для технических, «Учи.ру» – для гуманитарных.
Также была обеспечена возможность пересылать информацию от учителей к школьникам через смс, мессенджер WhatsApp. В этих ресурсах можно быть уверенным, они не зависнут, и по ним можно передать в крайнем случае номера страниц учебников и номера задач.
Родители приняли на себя основной удар
Ожидалось, что в первые дни перехода на дистанционное обучение всех ожидает шок и хаос. Но неразбериха длилась всего один день, и учителя быстро, уже к вечеру, освоились с новой системой и вошли в рабочее состояние. Для родителей и детей ситуация стала очень стрессовой, но замешательство длилось тоже недолго – на третий день страсти улеглись, и процесс наладился.
По закону требуется, чтобы родители написали заявление о переводе ребенка на дистанционное обучение. Многие родители не хотели этого делать, опасаясь осложнений в будущем. На сегодня все понимают неизбежность этих мер. Если кто-то не согласен с дистанционной формой обучения своего ребенка, то пусть вспомнит, что все в рамках закона, подчеркнул Бурганов.
На вопрос, что будет с обучением в школах с 1 сентября, министр ответил, что нужно быть готовыми к любым ситуациям. Кроме того, сказал он, дистанционная форма обучения дает большие перспективы, ведь можно неограниченно находить материал, который обогащает знания.
Школьники должны быть обеспечены гаджетами
Эту проблему министерство изначально понимало. Не все семьи имеют одинаковый достаток, не у всех детей есть компьютер. Что делать, когда в семье несколько детей – школьники и студенты? Как быть с сельскими учениками – там тоже не все обеспечены компьютерами? Поэтому Министерство образования проверило всех учеников и их семьи, провело инвентаризацию имеющейся технической базы. Приоритет был отдан тем школьникам, кто готовится к экзаменам – это ученики 9 и 11 классов. Запросили помощи в обеспечении у Президента РТ, и в настоящее время эта помощь получена, планшеты направлены в районы. Кроме этого, поддержку оказывают бизнесмены, выпускники школ. На сегодняшний момент все дети обеспечены техникой, и вопрос получения и передачи заданий не стоит.
Что думают родители
С точки зрения чиновников, адаптация к дистанционному обучению проходит в целом успешно. Но у родителей другое мнение. Опрос, проведенный SuperJob, показал, что из 1600 всех опрошенных из российских регионов 38% недовольны тем, как организовано обучение в условиях изоляции. 36% остались довольны организационным процессом. Больше недовольны отцы, чем матери, и самый большой процент (51%) недовольных среди тех, кто вынужден ходить на работу. Родители недовольны главным образом тем, что зависают программы, порталы не могут справиться с нагрузкой, а детям не хватает общения в коллективе сверстников.
В Казани родители жалуются на огромную нагрузку – им приходится помогать детям с заданиями, помогать с использованием гаджетов, ведь младшие дети не могут без родителей включать их и загружать программы. Все приходится делать в вечерние часы после работы.
Недовольны родители тем, что для обучения предоставлено огромное количество платформ, среди которых они путаются. Они ждут, когда появится единая платформа для обучения. К тому же дети теперь вынуждены много времени проводить за компьютером, чего раньше им не разрешали. Как сохранить здоровье детей, которые вынуждены сидеть дома без свежего воздуха, без живого общения и игр, и при этом перед экранами – вот что волнует родителей.