Казанский вертолетный завод работает с 1940 года. Сейчас он входит в холдинг «Вертолеты России», принадлежащий корпорации «Ростех». За время работы завод выпустил 12 тысяч машин, которые в общей сложности насчитывают 50 млн. летных часов, поднимаясь в небо в 92 странах мира.
Свои перспективы КВЗ связывает с выпуском нового вертолета Ми-38 – аппаратом, который готов к работе в любых климатических условиях и стоянке без ангаров. Первый его заказчик – МО России, но может использоваться и для гражданских целей. Вертолеты Ми-8/17 уже работают в ста странах, они имеют множество модификаций и могут применяться для самых разных целей. Появился новый легкий аппарат «Ансат», который в первую очередь предназначался для санитарной авиации, но может быть приспособлен и по иному назначению.
Первая прибыль после череды убытков
В последние годы КВЗ настигла полоса неудач, и он терпел убытки из-за отсутствия заказов. Благодаря проводимой модернизации и техническому перевооружению завод в настоящее время отчитался о преодолении кризиса и получении впервые за несколько лет прибыли.
Казанский вертолетный завод раскрыл отчетность по 1 кварталу 2020 года, из которого видно, что предприятие за январь-март 2020 получило чистую прибыль в сумме 446,6 млн. рублей. Это стремительный рывок в развитии и производственной деятельности, если учесть, что в 1 квартале 2019 бухгалтерская отчетность завода отобразила чистый убыток на 1,1 млрд. рублей.
Завод получил в 1 квартале текущего года выручку от продажи своей продукции в сумме 635,4 млн. рублей – почти в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда выручка составила 132,4 млн. рублей. До этого предприятие КВЗ несло убытки.
Бухгалтерский баланс Казанского вертолетного на конец 2019 отразил увеличение операционной прибыли в три раза – на 573 млн., до 840 млн. рублей. Но за счет чего это произошло, гадать не приходится. Завод сократил сбытовые и управленческие расходы, сэкономил на комиссии посредника. Ко всему прочему, уменьшились затраты на оплату персонала.
Как шли дела у завода до 2019 года
В прошлом году выручка уменьшилась на 25% – до 16,1 млрд рублей. Но таким же образом снизился и чистый убыток на 135 млн. рублей – до 2,34 млрд рублей. Прошлогодняя годовая выручка стала самой низкой с 2010 года. А самую высокую выручку завод смог получить в 2014 году – тогда она составила 48,7 млрд. рублей, что произошло за счет контрактов в военно-технической сфере (по этим контрактам было продано вертолетов на 42,6 млрд. рублей). Главными заказчиками в 2012-2015, когда у завода дела шли лучше всего, были Индия и США.
Основной доход заводу обеспечивали продажи вертолета Ми-8 в его экспортном исполнении Ми-17. В 2014 году было реализовано 107 вертолетов, а дальше объемы продаж неуклонно снижались: в 2015 продано 77, в 2016 – 70, в 2017 – 62 вертолета.
Со второго полугодия 2018 года планировалось по контракту с Национальной службой санитарной авиации выпустить и продать 104 вертолета модели «Ансат». Но продали лишь 52, в 2019 и того меньше – было реализовано лишь 27 легких винтокрылых машин. В итоге продажи рухнули в 4 раза по сравнению с 2014 годом.
Трудности с заказами
Завод не работает на полную мощность по причине недостаточности заказов. Уже несколько лет КВЗ не получает крупных заказов от иностранных покупателей, а того количества, на которое заключают контракты внутренние покупатели, недостаточно. У себя в стране продано в 2019-м только 24 вертолета – это наполовину (на 23 единицы) меньше, чем в 2018 году. За рубеж отправились всего три аппарата (меньше на 2 единицы).
Выручка от заказов из стран Африки в 2019 году сократилась на 2,21 млрд. рублей – до 166 млн. рублей. Из стран Азии – сокращение выручки на 3,55 млрд. рублей, до 101 млн. рублей. Вместо этого появились денежные поступления от заказчиков из Европы на 3,188 млрд. рублей, но эти контракты были не на постоянной основе.
В чем причина отсутствия заказов
Директор КВЗ Юрий Пустовгаров видит эту причину в том, что спрос на Ми-17 носит цикличный характер. Рынок насытился этими вертолетами. А благодаря тому, что аппарат надежный, вертолет способен летать долго и не ломаться. Больше рынку вертолетов не требуется, уверен Пустовгаров. А вот бывший заместитель директора Валерий Карташев считает, что вертолеты продаются по завышенной стоимости, поэтому небогатые развивающиеся страны не могут их покупать по цене 15-18 млн. долларов.
Объективными факторами, которые могут оказать негативное влияние на сбыт вертолетов, в отчете названы новая волна коронавируса и связанные с ней ограничения контактов между странами. Кроме этого, потенциальные контрагенты КВЗ могут несвоевременно оплачивать закупленную продукцию или вовсе отказаться от приобретения по причине политических потрясений внутри этих стран.
Кто покупает вертолеты Казанского завода
Вертолетная техника, которую выпускает КВЗ, характеризуется высокой степенью надежности, она проста в управлении. Вертолеты легко ремонтировать и обслуживать. Эти факторы имеют большое значения для основных покупателей продукции завода – стран с развивающейся экономикой, которые ограничены в ресурсах. Кроме того, часто вертолеты работают в зонах боевых действий, в экстремальной обстановке, что иногда характерно для стран-заказчиков.
Покупают летную технику африканские и азиатские страны, Латинская Америка, а также государства, входящие в СНГ. Отчет за 1 квартал 2020 предоставляет список из 34 стран-заказчиков, среди которых Азербайджан, Иран, Мексика, Пакистан, Южная Корея и другие. Всего же покупатели вертолетов КВЗ представлены более чем 90 странами.
В РФ также требуется все больше вертолетов. Российский рынок испытывает необходимость наращивать новую вертолетную технику в связи с тем, что имеющийся парк вертолетов неизбежно устаревает. Требуется больше летающих машин для освоения Сибири и Дальнего Востока, активно начинает осваиваться континентальный шельф России. Кроме того, получают все большее распространение пассажирские и туристические перевозки в отдаленные районы.
Планы на 2020 год и как они выполняются
КВЗ заключил контракты на 2020 год, и они носят серьезный характер, говорит пресс-служба корпорации «Ростех». Вертолеты будут поставлены Государственной транспортной лизинговой компании, МЧС России, авиакомпании «Ямал» – это постоянные партнеры завода. Кроме них есть новые партнеры, в том числе иностранные.
Завод в 2020 году получил заказы более чем на 50 аппаратов, половина из которых – это вертолеты Ми-8/17, еще 35% – легкие машины «Ансат», а также несколько Ми-38. В планах предприятия – увеличить производство до ста и более машин. На заводе проведена модернизация, что позволит выпускать современные вертолеты – как гражданские, так и для Министерства обороны.
Чтобы добиться выпуска ста машин в год, заводу необходимо обеспечить себя новыми заказами, считает эксперт группы Veta Дмитрий Жарский. Завод собирает Ми-38 – вертолеты, которые предназначены не для массового спроса, а для армии, нефтяников, МЧС. Для этих структур нужно около 20 машин в год. Чтобы выйти в плановые показатели, необходимы новые контракты.