«НЕСЧАСТНЫЙ ПЕЧОРИН У ПЕТРЕНКО НЕ ПОЛУЧИЛСЯ»





Untitled Document

Жгучий брюнет с шикарными усами и пронзительными глазами. Чем не покоритель женских сердец? Таким запомнился телезрителям Григорий Печорин в одноименном сериале по произведению Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», показанном недавно на Первом канале.

 

 

– Но в романе Печорин отнюдь не брюнет, – возражает преподаватель русского языка и литературы школы №34, учитель высшей квалификационной категории, член Союза писателей России Светлана Гиматдинова. – У Печорина в романе светлые волосы, черные брови и усы.

«Радует,
что наши
российские
кинорежиссеры
снова обратились
к классике»

 

Напомню, что «Герой нашего времени» – это психологический роман, и портрет Печорина – первый в русской литературе психологический портрет. В романе этому описанию уделяется достаточно много места. Но в фильме психологию героя, его противоречия передать можно только через его внешность. К сожалению, Игорь Петренко совершенно не соответствует этому описанию.

Кроме того, Григорий Печорин у Лермонтова является причиной несчастий всех, кто с ним сталкивается. «И сам я не менее несчастен», – говорит он о себе. Поэтому у тех, кто читал роман, Печорин вызывает жалость к себе. Но Игорь Петренко, сам будучи очень жизнерадостным, не смог передать образ Печорина, человека глубоко несчастного. Нет в нем той лермонтовской глубины. Поэтому в роли Печорина он менее убедителен, чем, например, другой исполнитель этой роли – советский актер Владимир Ивашов. Вот он всей своей внешностью как раз соответ-ствовал образу Печорина.

Несмотря на то, что в фильме были кое-какие нестыковки, радует, что наши российские кинорежиссеры снова обратились к классике. В последнее время на наших телеканалах прошли такие сериалы, как «Идиот», «В круге первом» по Солженицыну, «Тихий Дон», «Есенин», «Мастер и Маргарита», «Печорин» и «Завещание Ленина» Варлама Шаламова. Естественно, что после этих фильмов у россиян наблюдается всплеск интереса к этим замечательным книгам, и народ активно потянулся в библиотеки. Действительно, многим хочется перечитать эти произведения.

Если вернуться к сериалу «Печорин», то из всех частей романа больше всего понравилась экранизация «Бэлы». На мой взгляд, там очень удачно подобраны артисты, особенно юный актер, играющий Азамата. Но и тут есть нестыковки с текстом.

 

 

 

У Лермонтова Азамат предстает перед читателем как головорез, а в фильме – как самый обычный конокрад. Но конь Карагез для Казбича – это прежде всего его товарищ. В романе целая страница посвящена тому, как Карагез спас Казбича от плена, когда за ним гнались четыре казака, а возможно спас и от смерти. И не зря Азамат, который слушает рассказ Казбича, говорит, что если бы у него был табун в тысячу кобыл, он всех бы отдал за одного Карагеза. А сам Казбич подтверждает, что Карагез – самый лучший конь во всей Кабарде. Именно поэтому Азамат хотел иметь только этого коня. К сожалению, в фильме этого эпизода нет, и получается, что мальчик просто захотел украсть коня, как самый обычный конокрад.

Но если в «Бэле» все еще более-менее понятно, то остальным частям романа «Герой нашего времени» в этом сериале повезло гораздо меньше. Например, «Тамани». Вот уж кому-кому, но только не той актрисе, что играла в сериале «Печорин» контрабандистку, играть лермонтовскую «ундину». Сам Михаил Лермонтов главную героиню в «Тамани» называл обворожительной, с легким загаром, золотистыми волосами, ундина, одним словом. К сожалению, по фильму ее никак нельзя назвать обворожительной. Да и вся «Тамань» была показана неудачно.

Очень неубедительно создан образ денщика Печорина. Он постоянно повторяет одно и то же: «Нечисто здесь, нечисто» и больше ничего. В самом же произведении таких постоянных повторов просто нет. А то, что одну из эпизодических ролей – глухой и кривой старухи, у которой Печорин останавливается на постой, играет мужчина – актер Игорь Ясулович, меня очень удивило. Неужели не нашли женщину?! Жаль, но «Тамань» в этом сериале очень сильно проиграла.

Но больше всего не повезло рассказу «Максим Максимович». Эта часть романа по хронологии должна стоять последней. Ведь это итог, к которому пришел Печорин, разочаровавшийся во всем, не ценящий любовь, и не состоявшийся в дружбе. Поэтому «Максим Максимович» – самая горькая и грустная часть романа. Но в фильме все настолько скомкано! Сцена, где Максим Максимович ждет Печорина весь вечер и все утро, не ест и отказывается даже от чая, а рассказчику говорит, что Печорин, если узнает, что он здесь, тут же прибежит, ведь он для него был почти как сын, очень трагична. А эта горькая развязка, когда Григорий Печорин, приехав, не захотел даже с ним разговаривать? Что для человека в возрасте Максима Максимовича потерять друга? Это же разочарование во всех и навсегда! К сожалению, все эти психологические переживания в сериале совсем не показаны, а выхвачен один-единственный, незначительный эпизод.

Еще мне был непонятен замысел создателей сериала, когда на протяжении всего сериала Печорин несколько раз переодевался в черкеску. Хотя в романе у Лермонтова только в повести «Бэла» сказано, что Печорин оделся по-черкесски, когда решил пойти на хитрость и сделать вид, что уезжает навсегда. Заметьте, у Лермонтова все очень глубоко продумано: Бэла – черкешенка, сам Печорин одет в этот момент тоже в черкеску, и кличка у его коня – Черкес. Больше в романе он ни разу не появляется в этой одежде.

А что действительно по-нравилось, так это постановка сцены дуэли Печорина с Грушницким. В ней все выдержано именно в лермонтовском духе. Авторы фильма даже нашли скалу с такой же площадкой, которая описана в романе. Так что эпизод с дуэлью получился захватывающим.

Признаю, что сериал «Печорин» – неплох, но, мне кажется, в нем нет той знаменитой лермонтовской глубины, где каждое слово несет огромный смысл. И если Пушкина называют «дневным светилом», то Лермонтов – «ночное светило русской поэзии». Сериал «Печорин», к сожалению, не передает этого. Я думаю, что создатели фильма снимали его только лишь для того, чтобы, прежде всего, заинтриговать зрителя какими-то сюжетными поворотами. Этот сериал, скорее всего, знакомство с романом «Герой нашего времени». Дальше уже зритель должен сам взять и прочитать роман, наслаждаясь истинным лермонтовским словом.

Наталия МАТИОС.

 

Костюм – повод для дуэли
«После посещения мемориала Михаила Лермонтова в Пятигорске я узнала, что поэт очень презрительно относился к русским офицерам, которые одевались в черкески (мужскую национальную одежду горцев), – поделилась Светлана Гиматдинова. – И даже дуэль с Мартыновым у него произошла практически из-за этого. Майор Мартынов – бывший однокашник Лермонтова по военной школе – был человеком самовлюбленным, и когда произошла их встреча на Кавказе, Лермонтов обратил внимание на то, что он постоянно стремится щегольнуть, переодеваясь в сшитые черкески, которых было пять: белая, черная, синяя, зеленая и фиолетовая. Это выглядело очень нелепо, поскольку Мартынов был блондином с голубыми глазами, а его сходство с горцем – крайне сомнительное. И Михаил Лермонтов постоянно иронизировал по этому поводу.
Однажды в доме генерала Верзилина на одном из приемов Лермонтов сидел возле девушки, играющей на фортепиано, а в это время зашел Мартынов, одетый в черкеску и с кинжалом за поясом. Лермонтов не удержался и громко сказал по-французски: «Горец с большим кинжалом». И в этот же момент девушка закончила играть, и все услышали слово «…кинжалом». Мартынов был человек неглупый и понял, что фраза, пущенная Лермонтовым, была о нем. И когда они вечером выходили из дома генерала, на ступеньках крыльца Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль».


Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Половину рубрик у Вечерних Челнов беззастенчиво стырили

  2. Браво Наталия! Разложили, как говорится, весь сериал по полочкам!! Да, действительно Петренко не дотягивает до этой роли, даже больше актёр играющий Грушневского в этом сериале подошёл бы лучше. Но тем не менее я смотрела сериал, так же как и в книге, влюбившись в героя, это мой один из любимых персонажей, даже на ровне с Онегиным =) !! И на счёт ундины, так же как и вы я с нетерпением ждала ту красавицу с правильным носом (так хотелось посмотреть на этот правильный нос!) но увы, постигло разочарование…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*