ТЕСТ НА ДЕТЕКТОРЕ ЛЖИ





Untitled Document

Время, когда потенциальному работодателю требовалась трудовая книжка и изредка характеристика с предыдущего места работы, похоже, кануло в Лету. Ныне начальство все чаще склонно доверять полиграфу. «Подыскать новое место службы» при помощи детектора лжи решила и наш казанский собкор.

 

 

Найти специалиста в этой области в Казани оказалось не так-то легко, а записаться к нему на прием – еще сложнее. Дело в том, что в день он принимает не больше трех-четырех человек, так как полиграф не терпит спешки. Прежде чем «нарядить» меня в датчики, эксперт-полиграфолог центра психологии бизнеса и социальных отношений Григорий Пелевин спросил, согласна ли я пройти экспертизу. Но произошло это только спустя час после нашей беседы. Для начала он подробно объяснил, в чем заключается процедура. Выяснилось, что отказаться от «испытаний» можно в любой момент, ведь экспертиза на детекторе лжи – дело добровольное. Я решила держаться до конца.

Договорились, что меня не будут мучить сугубо профессиональными вопросами, зададут лишь самые простые, на которые нужно будет ответить «да» или «нет». Как только на мне появились датчики, я стала волноваться. А ведь до этого мне казалось, что волнуются только тогда, когда что-то скрывают или лгут. Эксперт попросил меня расслабиться, сосредоточиться на вопросах и не отвлекаться.

– Вы согласны пройти экспертизу? – первый вопрос, который задал мне Григорий Николаевич.

Да, – ответила я, как мы заранее и договорились.

– Вас зовут Елизавета?

Нет

– Но я знаю, что вас точно зовут Светлана?

Нет, – последовал мой ответ. Я должна была соврать по просьбе эксперта. Отрицая свое имя, я нисколько не волновалась, ведь это была часть продуманного сценария. Задав еще несколько вопросов, Григорий Николаевич объявил перерыв. У меня как камень с души свалился, сразу же захотелось спать.

Мне пришлось выдержать еще два захода: вопросы повторялись, поэтому ответить на них не представляло особого труда. К концу тестирования я уже перестала волноваться и чувствовала себя вполне уверенно.

Когда все закончилось, эксперт предложил мне самой определить на графике, где я могла соврать. С первого взгляда казалось, что все линии были более или менее ровными, но в одном месте график предательски «провалился». Когда мы сверили этот фрагмент с номером вопроса, оказалось, что линия «провисла» именно в том месте, где я отреклась от своего имени.

– Вот видите, в этом месте у вас участилось дыхание, – подвел итог Григорий Пелевин. – Вы этого не заметили, а чувствительные датчики поймали вас в этот момент. Смотрите, та же картина повторяется и на других графиках.

– Значит, мне не удалось обмануть детектор лжи?

– А это практически никому не удается, что бы там ни говорили. Процедура полиграфной проверки напоминает ребенка, сидящего на горшке: нужно только терпение и результат обязательно будет. Мы работаем только с очень важными событиями, забыть которые невозможно. Если человек хоть раз что-нибудь украл, для него это уже большое событие, о котором он будет помнить всегда. А раз этот момент закрепился в его памяти, то его всегда можно будет извлечь. Благо, современная техника это позволяет.

В мире есть тысячи профессий, которые совсем не требуют полиграфной проверки. Но есть такие специальности, к которым предъявляются повышенные требования. В частности, если речь идет о работе с секретными документами, оружием, взрывчаткой, наркотиками или очень большими деньгами. В этом случае трудовое законодательство не запрещает работодателю выяснять, не скрывает ли от него будущий сотрудник свое криминальное прошлое, были ли у него проблемы с алкоголем или наркотиками и так далее. Это очень важно для безопасности предприятия и работающих на нем людей.


– Но есть какие-то интимные моменты, о которых работодателю знать не обязательно, как быть в этом случае?

– В нашем деле есть табу: не затрагивать вопросы вероисповедания, расовые и политические вопросы, а также частную жизнь. Эти запреты прописаны в Трудовом кодексе. А все, что касается работы, – другое дело. Когда человек приходит устраиваться на работу, он ведь ничего плохого о себе не скажет: он же не самоубийца, чтобы трубить на весь банк, что отсидел два срока за мошенничество с ценными бумагами. Вот именно такие факты мы и должны выловить с помощью детектора лжи.

Светлана ВЛАДИМИРОВА, Казань.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*