В Набережных Челнах 15 июля закрылся супермаркет, принадлежащий сети <Рамстор> . Его прежняя площадь в ТЦ <Палитра> закрыта рольставнями, на колоннах — надписи с извинениями перед покупателями, а вместо подписи руководства — одинокий зеленый кенгуру — символ сети:
|
||
Почему закрылся «Рамстор»? А ведь не прошло и года после торжественного открытия с разрезанием ленточки и презентацией. До конца 2006 года компания «Рамэнка» планировала открыть еще один супермаркет в нашем городе. Как заявлял директор компании Мустафа Саглам: «Татарстан сегодня – один из наиболее перспективных и стабильно развивающихся российских регионов. Связанный с этим быстрый рост розничного рынка делает выход сети «Рамстор» за пределы столицы республики закономерным и необходимым». А на деле получилось, что «Рамстор» покинул второй по уровню развития сферы торговли город республики. В чем же все-таки причина закрытия?
Чтобы разобраться, мы решили покопаться в материалах на тему ликвидации супермаркетов «Рамстор» в других городах. За последний год, помимо Набережных Челнов, сеть закрыла свои магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Казани, Чебоксарах, Липецке и Зеленограде. Причин несколько: Называются и другие причины «рамсторовских» закрытий, среди них: неспособность к конкуренции, «расхождение во взглядах на арендную плату за помещение», потеря привлекательности российского рынка для «Рамэнки».
Этот факт натолкнул журналистов «Челнинской недели» провести анализ посещаемости гипер- и супермаркетов, магазинов у дома и рынков в городе. Для начала мы обратились за разъяснениями к – За последние полтора года в Набережных Челнах открылись Центр мелкооптовой торговли «METRO» и магазины группы компаний «Перекресток», – сказал он. – Приход иногородних компаний в целом положительно отразился на развитии сферы торговли. Ввод крупных торговых центров с новейшими торговыми и сервисными технологиями и оборудованием приблизил торговлю к европейскому уровню и позволил увеличить количество рабочих мест на 5 тысяч, а также снизить арендную плату. По всем показателям развития сферы торговли Набережные Челны занимают вторые места в республике после Казани. Выходит, городу сети, супер- и гипермаркеты необходимы. А челнинцам? Выяснить покупательские предпочтения помог анкетный опрос, в котором приняли участие 200 жителей города. Полученные данные показали, что гипер- и супермаркеты посещают почти 80% респондентов, причем мужчины отличились стопроцентной посещаемостью. Конечно, им легче сесть за руль и съездить в далекий торговый объект. Что касается магазинов у дома, то их посещают все опрошенные, а почти половина респондентов бывает в них чаще трех раз в неделю. А вот рынки регулярно посещает только пятая часть участников опроса. Мы поинтересовались у Флюса Хафизова количеством рынков в Челнах. По его словам, сейчас в городе 30 рынков, но уже к 1 августа 2007 года их количество должно сократиться до 13. Несмотря на неутешительные прогнозы по поводу рынков, отметил он, их товарооборот в этом году возрос более чем в два раза. |
||
|
||
Штрихи На основе анкет мы попытались составить портрет среднестатистического рыночного покупателя. Это мужчина или женщина старше 50 лет со средним уровнем достатка, работающие на производстве, или пенсионеры. Средняя стоимость их покупок не превышает 500 рублей. Они также довольно часто ходят в сетевые магазины. Гипермаркетов же избегают, поскольку для этих людей важна близость торговой точки к дому и сам процесс выбора между рыночными палатками. Постоянные посетители магазинов у дома – это мужчины и женщины в возрасте до 30 или за 40 лет с доходом свыше 5000 тысяч рублей на одного члена семьи. Средняя стоимость их покупки редко превышает 500 рублей. Их в первую очередь интересуют цены и ассортимент товаров. Они очень редко бывают на рынках и в гипермаркетах, так как предпочитают покупать продукты понемногу каждый день. Мы решили поговорить с владельцами челнинских торговых сетей, чтобы уточнить, совпадает ли полученный нами портрет покупателя с целевой аудиторией магазинов.
– Перед открытием каждого магазина мы обязательно проводим исследование. Определяем его месторасположение и то, какие покупатели будут нашими клиентами. Мы позиционируем свои торговые точки как «магазины у дома» с количеством наименований в 5-6 тысяч. Я думаю, что наша аудитория – это более обеспеченные люди. Но и богатым, и малообеспеченным покупателям очень интересны цены. Вот мы и привлекаем их стоимостью и широким ассортиментом, в первую очередь, свежей продукции «Челны-хлеба». Наши магазины интересны как раз собственным производством. Мы выпускаем и мясные полуфабрикаты, и салаты, которые пользуются активным спросом.
|
||
|
||
Своим мнением поделился и Руслан Зарипов, гендиректор торговой сети «Народный»: – До открытия любого магазина, естественно, проводятся маркетинговые исследования. Берется количество жителей в данном микрорайоне, и делается анализ на основе потребительской корзины. Наша целевая аудитория – это семья с достатком средним или ниже среднего. Мы не позиционируем себя как элитный магазин. Упор делается на продовольственную корзину, которая должна быть недорогой. Это касается продуктов первой необходимости: молока, мяса птицы, яиц, хлебобулочных изделий и т. д.
По результатам нашего опроса, почти 80% посетителей «Народного» – люди среднего достатка, для которых важны цены. А вот как оценивает ситуацию региональный директор сети магазинов «Пятерочка» Наиля Кузьмина: «Главное преимущество сетевых магазинов перед рынками – в культуре обслуживания. Сегодня покупатель почти не ходит на рынки – они изживают свое». «У всех сетевых магазинов есть будущее, – говорит Галина Домашнева, – так как сети могут гибко проводить и ассортиментную, и ценовую политику. А рынок… Думаю, многие туда уже не ходят. В некоторых магазинах товары повседневного спроса намного дешевле, чем на рынке». Александра ДОРФМАН |
||
СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ПОКУПОК |
||
в сетевых магазинах |
||
в гипер- и супермаркетах |
||