ТОЧКИ КИПЕНИЯ ДОСТИГЛИ





Untitled Document

Конфликт между водоканалами и предприятиями тепловых сетей в Татарстане может привести к отключению горячей воды для населения. Ситуация до сих пор остается очень напряженной.

 

 

ДЕЛО – ТРУБА

В феврале жители Елабуги были лишены такого блага цивилизации, как горячая вода. Что это означает в условиях зимы, поймет каждый. ЗАО «Вода Прикамья», поставляющее воду населению, обвиняет в сложившейся ситуации Елабужское предприятие тепловых сетей. ПТС, наоборот, заявляет, что отключение горячей воды стало следствием незаконных действий ЗАО. Подобная конфликтная ситуация между предприятиями тепловых сетей и водоканалами сложилась в ряде городов республики. Чтобы разобраться в ней, необходимо вернуться в наше недалекое прошлое – советские времена.

Тогда, как известно, все принадлежало государству. В том числе и коммунальные сети, и предприятия энергетики, и водозаборы. Поэтому, когда в городах прокладывали инженерные коммуникации, трубы, несущие тепло и горячую воду, укладывали рядом, что называется, в один «короб». Это было вполне логично и понятно.

Позже, когда мы вступили в перестроечную эпоху перемен, началось разделение предприятий по отраслевому принципу. Изменилась форма собственности и у ПТС, и водоканалов. Встал вопрос: кому на баланс передать трубопровод. С той линией, по которой в квартиры домов поступает тепло, все ясно: поставляет его ПТС, значит, и сети должны принадлежать предприятиям тепловых сетей. Ну а поскольку «водяная» труба лежит в том же «коробе», нелогично было бы ее передавать на баланс другой организации. К тому же времена те были не самые легкие в экономическом плане. А инженерные сети необходимо содержать, обслуживать и ремонтировать. И так уж сложилось у нас в Татарстане, что на тот момент ПТС более крепко стояли на ногах. Иными словами, у них было больше финансовых возможностей обеспечить сохранность и работоспособность сетей. Потому обе линии – тепловую и ГВС (горячее водоснабжение) – передали на баланс ПТС по всей республике.

При этом вопрос
о том, кто является поставщиком горячей воды населению, долгое время вообще не ставился.
Просто не до того было – в условиях отсутствия государственного финансирования система предприятий ЖКХ и энергетики, по большому счету, проверялись на прочность. Каждый тянул свою лямку, насколько это было возможно.

 

Не обсуждались тогда и правовые отношения между ПТС и водоканалами. Тем не менее кое-какая схема взаимодействия все же выстроилась. Водоканалы поставляли населению воду, через единые расчетные центры выставляли счета, получали плату от населения. Предприятиям тепловых сетей за их работу – подогрев воды – также платили определенную копеечку. И в этом, честно говоря, кроется некоторая юридическая нестыковка. Во-первых, в перечне коммунальных платежей нет такой отдельной услуги, как «подогрев воды», он является лишь сопутствующим видом деятельности, и не более того. Услуга же называется «горячее водоснабжение», которая в первую очередь подразумевает под собой поставку этого блага цивилизации. А во-вторых, у ПТС с населением нет никаких договорных отношений, они есть лишь у водоканалов. И строго говоря, расчет за горячую воду должен был производиться по-иному. Население должно платить всю сумму полностью водоканалу, а уже он должен расплачиваться с ПТС за произведенный подогрев воды. Но, как бы там ни было, практика сложилась и какое-то довольно продолжительное время такая схема всех более-менее устраивала. А населению и вовсе нет разницы, кто считается поставщиком услуги. Для людей ведь главное, чтобы в кранах была горячая вода, а кто и как там делит коммунальные платежи, их не касается.

 

КУДА БЕЖИТ-ТЕЧЕТ ВОДА…

Как известно, водопроводные сети в республике далеко не в идеальном состоянии. И, как следствие, часть воды попросту уходит в землю. Понятное дело, что за эти сверхнормативные потери поставщику никто не заплатит. В Татарстане учетная дисциплина еще только развивается. Отсутствие счетчиков на вводе в дома и квартиры приводит к тому, что население рассчитывается с коммунальными предприятиями по нормативам. А они у нас, это не секрет, существенно занижены. Постановлением администрации Елабужского района и города Елабуги №1206 от 26 декабря 2005 года норма расхода воды для потребителей определена 105 литров в сутки, а фактическое потребление достигает 200 литров в сутки. Плюс к тому существует еще такая проблема, как нулевая регистрация. Это когда фактически люди проживают в квартирах, потребляют воду, тепло, газ, но официально они там не прописаны. А значит, при отсутствии приборов учета с них нельзя востребовать оплату даже по нормативу.

 

Все эти потери Все эти потери (по оценке экспертов, разница между реальным потреблением воды и нормативным составляет в разных городах от 25 до 46%) вкупе выливаются в кругленькую сумму, нести которую на себе не хотят ни ПТС, ни водоканалы. Да и не могут они самостоятельно справиться со всем комплексом накопившихся проблем – очевидно, что тут необходимо решение на уровне правительства Татарстана и финансовая поддержка республики.

вкупе выливаются в кругленькую сумму, нести которую на себе не хотят ни ПТС, ни водоканалы. Да и не могут они самостоятельно справиться со всем комплексом накопившихся проблем – очевидно, что тут необходимо решение на уровне правительства Татарстана и финансовая поддержка республики.

Но все равно такие отношения между предприятиями тепловых сетей и водоканалами не могли сохраняться вечно. Принятый до недавнего времени порядок взаимодействия сродни занозе. Чем глубже ее загонять, тем сильнее она болит. И закончится это в лучшем случае нарывом, который обязательно вскроется. Так и случилось. Недоработки, юридические нестыковки, непонятки как дамоклов меч висели над ПТС и водоканалами по всей республике. С годами, поскольку вопрос не решался, груз проблем становился все тяжелее, напряжение возрастало.

 

СУД ДА ДЕЛО

Таким образом, между заинтересованными сторонами наметился конфликт. Вылился он сначала в то, что водоканалы и ПТС некоторое время никак не могли заключить договор между собой. Первые требовали, чтобы энергетики оплачивали им всю воду, которую получают. Вторые, как могут, от этих условий отказываются. Водоканалы обратились в суд с требованием принудить ПТС заключить договор в новой редакции и проиграли тяжбу.

В результате договор все же подписали, но с протоколом разногласий. В нем, в частности, ПТС указало, что часть воды предприятие получает для собственных нужд, а часть поставляется населению. Привело это к тому, что в прошлом году водоканалы целого ряда городов Татарстана – Елабуги, Альметьевска, Набережных Челнов, Заинска и Лениногорска – вновь подали иски в Арбитражный суд. Тема иска иная – требование задолженности, которая якобы возникла у ПТС за весь объем полученной воды. Аргументы руководства водоканалов просты и вроде бы справедливы: в пункте 72 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ» от 1999 года сказано, что «абонент обязан производить плату за весь объем полученной воды».

Все сходится, как дважды два – на водопроводе на входе в ПТС установлен счетчик, который и фиксирует объем воды, полученной предприятием. Значит, считают представители водоканалов, они должны получать деньги по полной. Но в тех же «Правилах» существует еще и пункт 76, который предусматривает иной порядок денежного оборота: «если к абоненту присоединены субабоненты, то расчет за отпуск им воды производится по договорам, заключенным между суб-абонентом и поставщиком». Учитывая это, становится очевидной правота ПТС, поскольку именно у водоканалов есть договоры с населением на поставку горячей воды.

Первым в суде рассматривался иск ЗАО «Вода Прикамья» к Елабужскому ПТС. И Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа 1 декабря 2006 года установил: «Ответчик, являясь теплоснабжающей организацией, обеспечивает лишь производство и передачу энергии (тепла) потребителям. При этом расчеты за полученное горячее водоснабжение поступают непосредственно ЗАО «Вода Прикамья». Ответчик получает от потребителей плату только за отопление и подогрев воды, что соответствует «Правилам пользования». Таким образом, фактическое потребление воды Елабужским ПТС – это объем, расходуемый на собственные нужды. Ответчик должен оплатить лишь те услуги, которые были оказаны непосредственно ему». Постановление Арбитражного суда вступило в силу в день принятия. Впоследствии аналогичные решения были приняты и по другим городам Татарстана.

После решений Арбитражного суда отношения между водоканалами и ПТС несколько потеплели. По крайней мере, в нескольких городах республики. Но не везде. А в уже упомянутой Елабуге ситуация, наоборот, достигла точки кипения. Вроде бы суд расставил все точки над «i», определив поставщика горячей воды и порядок расчета за эту услугу. Но ЗАО «Вода Прикамья» и после этого разъяснения продолжает требовать от Елабужского ПТС заключения договора на своих условиях. Мало того, в феврале водопроводное хозяйство разослало письма, в которых уведомило руководство города, санэпидстанцию, МЧС и прокуратуру, что «намерено прекратить подачу холодной воды для нужд горячего водоснабжения в связи с тем, что ПТС отказывается поставлять населению горячую воду и не заключает договор с ЗАО «Вода Прикамья» на приобретение воды». Обратим особое внимание, что это письмо направлено после решения суда, который однозначно заявил, что Елабужское ПТС «не поставляет горячую воду населению, а лишь подогревает ее» и что оно приобретает и оплачивает только воду, полученную для собственных нужд». Тем не менее ЗАО «Вода Прикамья» продолжает открытую конфронтацию. Воду у жителей Елабуги действительно отключили на день. Эту «воспитательную» меру водоканал грозится повторить – гневные письма с предупреждением регулярно поступают руководству ПТС. Мало того, представители ЗАО пытались передать материалы этого дела прокурору Елабуги И. Еремееву. Но руководитель надзорного органа совершенно справедливо вернул их обратно «Воде Прикамья» – о каком уголовном деле в отношении ПТС может идти речь, если суд признал правоту предприятия тепловых сетей.

Хуже всего в этой ситуации то, что в результате конфликта страдает третья сторона – население. Как ни крути, но «воспитательно-карательные» меры ЗАО «Вода Прикамья» приносят неудобство в первую очередь рядовым жителям Елабуги. И как долго это будет продолжаться, неизвестно. Но, учитывая бескомпромиссную позицию водоканала, можно предположить, что конфликт сойдет на нет еще не скоро.

Сергей КУДРЯВЦЕВ.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*