С ТОЛСТОЙ СУМКОЙ НА РЕМНЕ… И ГАЗОВЫМ БАЛЛОНЧИКОМ





Untitled Document

В век Интернета и почти сплошной телефонизации, когда мобильниками обзавелись даже школьники и пенсионеры, оказывается, не перевелись люди, которые пишут письма. Конечно, по сравнению с советскими временами их количество существенно сократилось.

 

Объем принимаемой и отправляемой почты остается внушительным

 

Письма весом
в 100… тонн

По словам начальника центра обработки писем, почтовика с 30-летним стажем Натальи Астафьевой, еще 10-15 лет назад письма отправляли вагонами со станции Круглое Поле. Сейчас ежедневно в Казань нагружается корреспонденцией всего один автомобиль КАМАЗ. Но все равно объем принимаемой и отправляемой почты остается внушительным. В 2006 году, например, через центр прошло свыше 12 млн. писем, по миллиону на месяц. Примерно 40% из них – это личные послания, остальное – деловая корреспонденция. Причем челнинцы больше получают, чем пишут сами. Входящей корреспонденции в три раза больше, чем исходящей.

«Ежедневно мы получаем 100 мешков, каждый из которых весит 10 кг. Вот февраль был короткий месяц, через наши руки прошло всего 970 тысяч писем. Если по весу, то получили восемь тонн, а отправили – три», – рассказывает Наталья Астафьева. Особенно напряженно коллективу центра приходится работать в предпраздничные дни, когда объем корреспонденции увеличивается на треть. Это хорошо видно по записям в журнале учета. Только поздравительных открыток 1 марта, например, было 458, 2-го – 896, а 3-го – уже 2182.

По истории мы помним, что революционеры всех мастей в первую очередь стремились захватить почту, телеграф и вокзалы. Это был хороший способ дестабилизации обстановки. Потому что четкая работа почты во все времена – это показатель стабильности государства. «Мы работаем строго по расписанию, иначе с таким объемом почты просто не справиться. В 7 утра наши сортировщицы уже на месте. Сама я прихожу на полчаса раньше. В 7.30 из Казани приезжает КАМАЗ с почтой. К 10 утра отсортированные письма мы уже отправляем в пять районов, которые обслуживаем. К 12 часам сортируем почту для 30 отделений связи города. Потом обрабатываем письма, которые привозят со 137 почтовых ящиков города. В 17.45 КАМАЗ уезжает в Казань уже с нашей почтой. Автомобили отправляются точно по расписанию, как поезда на вокзале», – рассказывает Наталья Астафьева.

 

Письма в руках специалистов мелькают, как птицы,
и за считанные секунды «прилетают» в свои ячейки

 

«Коробка»
забвения

В центре обработки писем работает 30 человек. Такие, как Рашида Гараева, Кафия Зыкова – профессионалы своего дела. Они хорошо знают город и по комплексам, и по улицам, помнят, какие организации какими отделениями связи обслуживаются. Письма в их руках мелькают, как птицы, и за считанные секунды «прилетают» в свои ячейки. Но бывает, что часть писем они откладывают на сторону. Это те, чей вес превышает положенные для письма 20 граммов. «Это наш бич. Если письмо в конверте, где есть буква «А», тяжелее хоть на один грамм, надо наклеить еще одну марку в 70 копеек. Постоянно работая, мы уже на весу определяем, сколько письмо весит. Если есть сомнение, взвешиваем на электронных весах. Люди посылают в конвертах 5-6 фотографий, а марки дополнительной нет. Нам приходится возвращать их обратно для доплаты, если, конечно, есть обратный адрес. А если нет, отправляем в архив почтамта», – говорит Наталья Астафьева.

Оказывается «неправильных» писем в день собирается целая коробка, иногда в ней насчитывается до 100 конвертов. Как ни странно, пишущие «на деревню дедушке», как в чеховском рассказе, еще не перевелись. Если указанного в конверте дома нет, даже если есть обратный адрес, письмо все равно сдается в архив. Потому что возвращение стоит денег. А таких расходов почта на себя брать не хочет. Правда, это не касается челнинских писем. Уже на следующий день их отправляют адресату для доплаты. Иначе такие письма Казань все равно не примет. В «коробку забвения» могут отправиться и письма с посторонними включениями. «В конверте должно быть только письменное сообщение или открытка. А люди кладут туда пакетики с семенами, дискеты, кассеты, даже калькуляторы. На конвертах и стихи любовные пишут, наверное, вдогонку вспоминают то, что не дописали в письме. А на День влюбленных конверты сердечками обклеят, еле адрес увидишь», – жалуется Наталья Астафьева и напоминает, что документы надежнее отправлять ценными письмами, а деньги – переводом.

 

НА ЗАМЕТКУ
Если хотите, чтобы ваше поздравление дошло до адресата в положенное время, знайте, что у почты есть нормативные сроки их доставки. Во-первых, все письма сначала отправляются в Казань. На это дается два дня. От Казани до Москвы и Рязани письма должны быть доставлены за пять дней, до Уфы, Нижнего Новгорода, Воронежа, Новосибирска – за шесть дней, Санкт-Петербурга и Мурманска – за семь дней. Дольше всего письма идут на Дальний Восток. В Южно-Сахалинск – за 22 дня, до Петропавловска-Камчатского –
за 39 дней!

Без средств
самозащиты
не обойтись

В цепи «Почта-клиент» есть еще одно звено. Доставленное в город письмо вам еще должны положить в почтовый ящик. Кто этим занимается, знают все. Но милый образ почтальона «с толстой сумкой на ремне», похоже, безвозвратно ушел в прошлое. Сейчас это довольно опасная профессия. «Одна наша сотрудница на днях вышла из больницы, где пролежала 10 дней. Ее покусала собака, когда она разносила почту в 66-м микрорайоне, где коттеджный поселок. Собака была бойцовской породы и гуляла без намордника. Она бы ее растерзала, если бы почтальон не применила электрошокер. Хозяина собаки выявить не удалось. Люди наверняка знают, но скрывают», – рассказывает заместитель начальника Набережночелнинского почтамта Дильбар Ахметова.

По ее словам, почтальоны, если позволяют средства, покупают себе электрошокеры. А вот газовыми баллончиками, учитывая сложившуюся обстановку, почтамт снабжает их бесплатно. Как без них обойтись, если приходится разносить почту в неосвещенных подъездах, где на них могут напасть. Они просто необходимы тем, кто обслуживает частный сектор, где полно собак. Поэтому в почтальоны челнинцы идут неохотно. Опасно, и зарплата не ахти какая. Поэтому здесь текучесть кадров.

– Приходят устраиваться на работу и свой выбор объясняют тем, что любят ходить пешком. А я им говорю: если ваш муж любит горячий ужин, если вы хотите с детьми делать вечером уроки, у нас работать не сможете. Поработают день-два, намотают километры, нервы с населением потреплют и приходят писать заявление на увольнение, – говорит Дильбар Ахметова.

Конечно, среди почтальонов много людей, любящих свою профессию, работающих в этой сфере не один десяток лет. Такие, как Ильгиза Хисамиева, почтальон отделения связи №23 в Новом городе, или Пелагея Мамарина и Мавлетдина Закирова, которых знает вся Элеваторная гора. Они найдут о чем поговорить с каждым своим клиентом. Но современные методы работы вытесняют человеческий фактор.

 

Дильбар Ахметова не скрывает, что по итогам прошлого года в почтамт поступило более 300 обращений и претензий челнинцев на работу отделений связи и их сотрудников. Некоторые пенсионеры, например, жалуются, что почтальоны перестали с ними общаться. «Теперь действует служба доставки пенсии. У них жесткий график работы. Им некогда разговаривать. Подпись получили, деньги вручили и пошли к другим. Старикам это не нравится. Как известно, к почтальонам сейчас приставили охрану. Опять претензии. Говорят: почему в квартиру заходит милиционер, пусть не заходит. С нашим населением трудно работать», – жалуется Дильбар Ахметова.

Есть претензии к состоянию почтовых ящиков, и как следствие – пропажа газет и писем. На почтамте устали повторять, что к почтовым ящикам не имеют никакого отношения. Они находятся в собственности владельцев дома, и их ремонтом, покраской должны заниматься жилищные управляющие компании. «Люди делают дома евроремонт, покупают современную бытовую технику, но не считают нужным отремонтировать свой почтовый ящик и повесить замок», – говорят на почтамте.

Илиса ГАНЕЕВА.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*