«ЛЕНИНГРАД», КОТОРЫЙ РАЗОЧАРОВАЛ

Untitled Document

Отлитое из железа слово «Ленинград» медленно всплывало перед глазами. «Ленин-град…» – густой баритон с характерной хрипотцой расплавленным железом втекал в уши, долго и гулко отдавался в голове и тяжело, фундаментально оседал в сознании. Запоминался. «Скоро. На Первом», – вещал тот же тягучий голос из телевизора.

 

Трагедия англичанки Кейт заслонила собой
все остальные

 

Мы очень ждали этого «скоро», и, когда «Ленинград» начался, наверное, многие из нас усадили к экранам своих детей: молодежь, не желающая знать своей истории, должна если не прочитать, то хотя бы увидеть самые трагические ее страницы. Напоминанием о национальной катастрофе, живым и сильным, был для нас «Ленинград». Пока мы его не посмотрели.

 

– Мне сериал не понравился, – без обиняков начала ветеран Великой Отечественной войны Валентина Жиркова. Блокадницей Валентину Николаевну не назовешь: на спецпоезде, который вывозил тяжелораненых с передовой в тыл, она была медсестрой – единственной на 18 вагонов! Однажды состав отправили по северной железной дороге в Ленинград. Прийти-то он туда пришел, а вот покинуть город не успел – немцы. В блокадном Ленинграде юная Валентина пробыла «всего» несколько месяцев, но познать весь ужас осады познала.

– В эпицентре событий, по сюжету, – иностранка, английская журналистка по имени Кейт, – рассуждает Валентина Николаевна. – Ленинградская трагедия показана ее глазами. Почему не глазами коренной жительницы города, простой русской женщины? Неужели она менее достойна? Каждый день в осажденном Ленинграде разворачивались истории, которые бы составили успех любого фильма. Например, как в лютую стужу на улице упала от слабости молодая женщина, чтобы уже не подняться, а проходившая мимо пожилая горожанка протянула ей руку. Понимала ведь, что сама не устоит на ногах, тоже упадет и погибнет, но помогла. Сказала: «Я-то уже старая, а тебе еще жить да жить». Так и осталась… Вот таких маленьких драм мы почему-то и не увидели в телесериале.
Вообще в фильме простых ленинградцев, за исключением девушки-милиционера Цветковой и семейства ее соседки Сони, не было. Была, помню, знаменитая актриса, были военные чиновники, были партийные функционеры. Но ведь они-то не так голодали, как все! Им полагались спецпайки. А как же остальные?! Выходит, те, кто страдал больше, оказались за кадром режиссерского внимания.

Фильм, на мой взгляд, получился каким-то напыщенным, с высокопарными текстами и ура-патриотическими настроениями. А ведь все было совсем не так. Гораздо большее впечатление на современного зрителя произвели бы картины обыкновенной, простой жизни города. Проза ленинградской блокады смотрелась бы, может, и не так интересно – зато правдиво.
Единственное, что мне понравилось в телесериале, – это трогательная, нежная любовь взрослых людей к детям. Вот это режиссер показал очень убедительно.

Татьяна ГИМАТДИНОВА.

 

От автора.
Я отношусь к совсем другому поколению, чем наша героиня, – к так называемому «поколению PEPSY». Но даже моих скудных (по сравнению с ветеранами войны) запросов телесериал не удовлетворил. В «киноэпопее» с грандиозным названием хотелось видеть историю Тани Савичевой, слышать стихи «музы блокадного Ленинграда» Ольги Берггольц. Посмотреть, наконец, на национальную святыню – Пискаревское кладбище – в заключительных кадрах! В сериале же, складывалось впечатление, трагедия англичанки Кейт заслонила собой все остальные. А о миллионе ленинградцев, погибших во время блокады, создатели фильма просто не вспомнили…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*