ТРЯХНУЛИ СТАРИНУ

Untitled Document

Прокуратура Татарстана обнародовала несколько фактов исчезновения экспонатов из музейных фондов республики. Многие кражи произошли из-за халатности директоров музеев и беспечности контролирующих органов.

 

Несмотря на то, что в перечне исчезнувших экспонатов не назвали ни одну реликвию и кражи можно было бы считать незначительными, прокуратура все же направила в Министерство культуры РТ представление, в котором потребовала разобраться в причинах, сыгравших на руку похитителям, а также устранить все выявленные нарушения. На все про все министерству по закону отводится один месяц, нарушение сроков грозит обернуться для руководства солидными штрафными санкциями. Но в прокуратуре не сомневаются, что в министерстве уложатся в эти сроки.

– Не надо создавать вокруг этого ажиотажа, – считает старший помощник прокурора РТ Ильдар Мухамедзянов. – Это была плановая проверка по инициативе прокуратуры республики. Нам еще раз хотелось подчеркнуть, с какими проблемами сталкиваются музейщики. Они известны уже давно. Сейчас далеко не все музеи республики имеют соответствующие уставы. В некоторых учреждениях и вовсе не заключены договоры о передаче имущества в оперативное управление, что дает возможность директорам избегать ответственности за утерю, хищение и уничтожение экспонатов.

В отдельных музеях не ведется должный учет ценностей, а раритеты хранятся в неприспособленных для хранения помещениях. Кроме того, во многих музеях нет ни сигнализации, ни решеток на окнах, которые могли бы стать препятствием на пути злоумышленников.

В ЧЕМ ЗАГВОЗДКА?
Лилия Саттарова, начальник отдела музейных программ, мониторинга музейного фонда и культурного туризма Министерства культуры РТ:
– Происшествие в Эрмитаже встряхнуло все наши проблемы, и они стали известны всем. Чтобы навести порядок в существующей системе музейного дела, требуется время. Парадокс, но сегодня музейный фонд находится в федеральной собственности, а здания музеев – в муниципальной. Сейчас многие музеи находятся в процессе утверждения устава. Без него у них нет будущего. Чтобы за сохранность экспонатов кто-то смог нести персональную ответственность, необходимо заключить трехсторонний договор между музеем, который для этого должен выступать как юридическое лицо, нашим министерством и Министерством культуры России. В этом вся и загвоздка.
Гульчачак Назипова, генеральный директор Национального музея Татарстана:
– Последняя кража в нашем музее произошла еще в 50-х годах прошлого столетия. Тогда раритет похитили во время экспозиции. Не смогу вам сказать, что тогда украли. Но за 112 лет существования музея ни один экспонат не был похищен из фондов музея! Сейчас у нас около 800 тысяч раритетов, их перечень составляет шесть огромных томов. За сохранность каждого экспоната отвечают лично смотритель и каждый сотрудник в отдельности. Не проходит и месяца, чтобы мы не проверяли, на месте тот или иной раритет. В музее работает трехуровневая система защиты, так что похитить экспонаты у нас практически невозможно. Другой вопрос – состояние фондохранилища. Пока мы не в силах обеспечить надлежащее хранение экспонатов из-за ветхости здания, в котором находятся фонды. Но правительство республики пообещало нам выделить новое здание, соответствующее всем требованиям.

 

За примерами далеко ходить не надо. Некогда знаменитый на всю страну музей Ленина в Ленино-Кокушкино, а ныне скромная усадьба семьи Ульяновых, никем не охраняется. Нанять секьюрити или установить сигнализацию у музея нет денег. Цены на билеты здесь до сих пор «коммунистические»: 15 рублей для взрослых и восемь – для детей. А минкультуры, по словам руководства музея, требует план. Так что тут уже не до охраны. Кстати, это зачастую подстегивает нечистых на руку «поклонников» Ильича. Так, за последние несколько лет из усадьбы исчезли уникальные подсвечники, чернильницы, серебряные ложки и вилки.
«Хорошо, что еще грабители мебель не ломают и погромов не устраивают», – говорит экскурсовод Анна Пигасова, отдавшая музею почти всю свою жизнь. А четыре года назад в майскую ночь из усадьбы пропал даже бронзовый Ленин. Накануне вечером молодой Володя еще «осматривал» окрестности села с высоты своего постамента, и как всегда, уходя, сотрудники музея попрощались с ним. Наутро их встретил уже опустевший пьедестал. Музейщикам и в голову не могло прийти, что их Ленина вот так запросто «свергнут». Поиски похитителей ни к чему не привели. Когда местный участковый опросил жителей близлежащих к музею домов, оказалось, что все крепко спали и ничего не слышали. Спустя два года после похищения на постаменте красовался уже новый бюст.

Аналогичная ситуация была и в Литературном музее народного поэта республики Сибгата Хакима в Атнинском районе. Воспользовавшись тем, что на окнах музея не было железных решеток, под покровом ночи неизвестные вынесли несколько предметов старины и ценную коллекцию значков, собранную поэтом. По словам директора музея Луизы Шамсиевой, как только это случилось, сразу же нашлись деньги и на решетки, и на сигнализацию.

А в Зеленодольске предотвратить кражу в местном музее не смог даже охранник, потому что именно он, воспользовавшись своим служебным положением, похитил орден и шесть медалей времен Великой Отечественной войны. В Лениногорском краеведческом музее похитителей не смутило даже дневное время суток. Здесь во время ремонтных работ в неизвестном направлении исчез парадный кортик офицера КГБ. По мнению сотрудников прокуратуры, большинство похищенных экспонатов вряд ли смогут еще когда-либо занять свои места в музейных витринах.
Стоит напомнить, что одна из самых серьезных краж в республике произошла почти десять лет назад. Тогда из Музея изобразительных искусств РТ была похищена картина Ивана Шишкина «Сосны». К счастью, картину нашли.

Светлана ВЛАДИМИРОВА.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*