РАБОЧИЕ РУКИ СТАЛИ ДЕФИЦИТОМ

Untitled Document

Еще недавно в Набережных Челнах и близлежащих городах существовала серьезная проблема трудоустройства населения. Даже если речь шла о высококвалифицированных профессионалах. Сейчас ситуация во многом изменилась. Предприятие само ищет себе работников. Причем зачастую не в том городе, где само находится, а организовывает вахты для специалистов, проживающих за десятки и сотни километров.

 

С тракторного производства начинался ЕлАЗ

 

Примеров тому немало. ОАО «КАМАЗ» уже открыто заявило, что скоро на предприятии возникнет дефицит рабочих рук. В Челнах ресурс рабочих специальностей почти исчерпан, а значит, автогигант будет привлекать для работы на конвейере жителей других городов. Завод компании «Северсталь-авто», открывающийся в Елабуге, набирая штат, объявил конкурс по всей республике. На станкоинструментальном заводе ЕлАЗа давно уже работают жители Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Казани и даже Ижевска и Ульяновска.

 

Валерий Лысенко уверен
в завтрашнем дне
своего предприятия

По словам директора СИЗа Валерия Лысенко, сейчас на предприятии трудятся 2050 человек. Из них 169 – это челнинцы. Еще 160 специалистов работают на заводе вахтовым методом, меняясь через две недели. Получается, что в общей сложности почти 20% специалистов СИЗа живут не в Елабуге, а в других городах. «В нашем городе трудовые ресурсы исчерпаны, – заявил В. Лысенко, – незанятые, конечно, есть, но это люди, которые принципиально не хотят работать. Потому мы и идем на привлечение кадров со стороны».

Но чтобы их привлечь, на предприятии должны быть созданы подобающие условия. На СИЗе они есть: ипотечное кредитование, подъемные для молодых специалистов, общежитие для иногородних и так далее. Но ведь никто не скажет, что на том же, например, КАМАЗе ситуация хуже. Тем не менее 169 человек предпочли автогиганту станкоинструментальный завод в Елабуге. Причем это не какие-нибудь малограмотные оболтусы, а высококвалифицированные станочники, наладчики, конструкторы, инженеры.

Не надо быть пророком, чтобы предположить, что в ближайшие годы и на КАМАЗе, и на СИЗе, и на «Северсталь-Елабуга» объем производства будет расти. Это значит, что дефицит рабочих рук станет только острее. Теоретически не исключено, что предприятия начнут переманивать специалистов друг у друга. Особенно вероятна конкуренция между СИЗом и «Северсталью», которые находятся рядом. Но, по словам Валерия Лысенко, он не боится соседей: «Во-первых, я изучил штатное расписание «Северстали» и увидел, что у них всего 12 станочников, почти все остальные сотрудники – слесари и мастера окраски. У нас же львиная доля работников – как раз станочники. А значит, если они кого-то и переманят, то это будет мизер, который мы не почувствуем. Ну а, во-вторых, чтобы люди не уходили, надо создавать для них наиболее благоприятные условия. У нас, например, сейчас средняя зарплата составляет 9,3 тыс. рублей (года три назад этот показатель не превышал 4,5 тысячи), в этом году мы ее увеличим, как минимум, на 20-30%. Кроме того, обед у нас стоит 16-26 рублей, остальное дотирует предприятие. Моя мечта – сделать питание на заводе вообще бесплатным».

 

ТОЛЬКО
ФАКТЫ
Станкоинструментальный завод ЕлАЗа был основан 14 февраля 1992 года (в этом году предприятие празднует свой 15-летний юбилей). До 2003 года он был убыточным – немногочисленные заказы КАМАЗа, УАЗа, ВАЗа и «ИжМаша» не позволяли полностью загрузить мощности. А затем начался резкий рост производства. Его объем до 2006 года увеличился в четыре раза и составил в денежном эквиваленте 1,8 млрд. рублей. Минимальный план на 2007 год – довести объемы до 2,7 млрд. рублей, а до 2010 довести этот показатель до 6,6 млрд. рублей. Чистая прибыль предприятия в 2006 году выросла в два раза, до 2010 ее планируется увеличить еще в четыре раза.

 

Кстати, недавно появился слух, что между «Северсталью» и СИЗом заключено джентльменское соглашение о том, что заводы не будут переманивать друг у друга работников. Но Валерий Иванович опроверг эту информацию: «Какое может быть соглашение в условиях рынка? Каждое предприятие работает ради прибыли. И если для ее получения или увеличения нужны кадры, переманивание квалифицированных сотрудников не исключено».

 

И БЕЗ БЕЛАРУСИ ПРОЖИВЕМ
Одним из давних и постоянных партнеров СИЗа является Минский тракторный завод. Но в последнее время отношения между Россией и Республикой Беларусь стали напряженными. Тем не менее, по словам В. Лысенко, на партнерстве двух предприятий это почти не отразилось: «Нельзя сказать, что у нас уменьшилось число заказов с МТЗ, но напряжение все же ощущается. Например, когда мы с ними обсуждаем стоимость продукции, они вполне могут заявить: «А вы на газ-нефть цены подняли». Это ведь республика, где действует диктатура. Топ-менеджеры признаются, что если в чем-то нам уступят, могут лишиться места. Сами белорусы – народ хороший, но руководство страны поставило их в такие рамки, что наказание в виде выговора считается чуть ли не благом. Особенно тяжело с ними оформлять какие-то официальные договоры: документ проходит до 15 инстанций. Мало того, необходимо, чтобы его заверила служба безопасности – не заводская, а государственная.
Но если вдруг МТЗ пойдет на разрыв отношений, мы немного потеряем. Судите сами: на нашем предприятии работает 2050 человек, из них лишь 85 – в тракторном производстве. В 2005 году был период, когда минчане на шесть месяцев прекратили нам поставки машинокомплектов. Но я бы не сказал, что это имело для нас какие-то серьезные последствия».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*