Говорят, любви не нужны посредники. Но вот, чтобы построить эту любовь, иногда без посторонней помощи просто не обойтись. В былые времена связующим звеном между будущими мужем и женой была сваха. Без нее не устраивалась ни одна помолвка, и тем более свадьба. С приходом новых технологий институт сватовства вытеснил Интернет. Но электронная сваха не прижилась в мусульманском мире с его законами и традициями, не смогла прочувствовать всех тонкостей Востока. Тогда в Татарстане решили возродить институт сватовства. |
|
Мусульманская семья закрепляется никахом
|
Будучи учителем русского языка и литературы, Малика ханум и представить себе не могла, что в недалеком будущем посвятит себя религии и займется сватовством.
– Я до сих пор не понимаю, как стала димляуче (свахой), – лукаво улыбается Малика ханум. – Четыре года назад, когда только пришла в мечеть, ко мне стали обращаться молодые люди с просьбой познакомить их. Так я представила друг другу одну пару. Через три дня они прочитали никах – заключили брак согласно нашим традициям – и сейчас вполне счастливы вместе. Вскоре после этого свела еще одну пару. Через некоторое время ко мне пришла уже целая толпа молоденьких девушек. Я спросила их, вы по какому вопросу? А они мне в один голос: познакомьте нас с женихами. Я оторопела, разве я кому-то говорила, что занимаюсь сватовством? Оказывается, моя первая пара рассказала своим друзьям о том, что их познакомили в мечети Сулейман.
– Снимки женихов и невест я никому не показываю, мы же не брачное агентство, – говорит Малика ханум. – Я сначала присматриваюсь, кто может друг другу понравиться. Затем даю девушкам почитать анкеты кандидатов в женихи, чтобы окончательно убедиться, что мой выбор пришелся в точку. И уже после этого приглашаю молодых людей на смотрины в мечеть, не говоря им ничего о том, что их уже выбрали. Девушка еще раз со стороны оценивает парня и только тогда дает согласие на знакомство с ним. Это только мужчины считают, что выбор второй половины – прерогатива сильного пола. Как бы не так!
По «сарафанному радио» весть об удачливой димляуче из Татарстана разнеслась по России и далеко за ее пределы. Малика ханум уже давно сбилась со счету, сколько пар поженила – то ли пятьдесят, то ли сто. Да не в этом дело! Главное, чтобы брак был удачным. – Однажды ко мне пришел 70-летний мужчина и «заказал» себе невесту на десять лет моложе, – продолжает димляуче. – И что вы думаете, и ему нашла пару! А не так давно я выдала замуж одну девушку за араба. Она пошла к нему третьей женой. После этого уже приезжала ко мне и сказала, что очень счастлива. Другие жены ее очень хорошо встретили, и теперь они, как родные сестры – помогают друг другу по хозяйству и вместе воспитывают детей. Были у меня и скороспелые невестушки. Вот недавно выдала замуж 15-летнюю девочку. Она влюбилась во вдовца, у которого на руках осталось трое детей, младшенькой дочери всего годик исполнился. Так вот наша невеста настояла на том, чтобы их отношения скрепили никахом, и теперь нянчится с его детьми и ни о чем не жалеет.
Главное требование, которое выдвигают потенциальные женихи и невесты друг другу – крепкая вера. И только потом идут возраст, внешность, национальность, характер, пристрастия и образование. Нередко в мечеть Сулейман приходят замужние женщины в поисках второй или даже третьей жены для своего мужа. – А вы что думали, в Татарстане нет многоженства? – говорит председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля ханум. – Я согласна, что это звучит дико, но в Коране сказано, что мужчина имеет право на четырех жен. Естественно, такие браки в республике не афишируются, но они есть. Для мусульман важно, чтобы брачные отношения были скреплены никахом, а не печатью в ЗАГСе. – Если уж мужчина решил жениться еще раз, то тут его уже никто не остановит, – продолжает разговор Малика ханум. – В этом случае лучше, если очередную суженую подберет первая жена. Ей же потом будет легче: при благоприятном исходе у нее появится подруга или сестра.
Наш разговор с Маликой ханум прервал молодой человек, на татарском языке поинтересовался, как у нее дела, и чем она его может порадовать. После его ухода димляуче шепотом сказала: |