УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ВЫБРАТЬ ВУЗ

Untitled Document

Почему мужчины не идут в школу? Есть ли достойная смена у нынешних учителей? Кто поможет школьнику подготовить научную работу по экологии? – эти и другие вопросы прозвучали на заседании «круглого стола» в НГПИ.

 

Дамир Гильманов: «Коллеги, проанализируем ситуацию
и без взаимных упреков будем двигаться дальше»

 

О наболевшем

В разговоре приняли участие преподаватели пединститута и его первый проректор Дамир Гильманов, главные специалисты филиала Республиканского центра по информационно-методическому обеспечению и контролю в области образования (РЦИМК), ассоциация учителей-предметников естественно-научного цикла (биология, физика, химия). Событие для школьных преподавателей знаменательное, поскольку в последние годы все их попытки установить деловые контакты с НГПИ натыкались на стену равнодушия, зато охотно сотрудничали с ними институты Елабуги, Казани, Ярославля. Такое потепление в отношениях все связывают со сменой руководства вуза.

На традиционном августовском совещании работников народного образования было отмечено, что уровень успеваемости школьников по естественно-научным предметам не очень высок. Учителя с этим полностью согласны, более того, бьют во все колокола, призывая всех, от кого зависит решение этой проблемы, повернуться к ней лицом. Откуда же взяться хорошим показателям? Ведь за последние десять лет количество часов, отведенных на изучение этих предметов, снизилось в два раза (в мировой практике – противоположные тенденции). Ученики старших классов, желающие поступить в престижные вузы, вынуждены нанимать репетиторов, чтобы заполнить пробелы в образовании. Не секрет, что уровень вступительных экзаменационных задач по физике, химии настолько высок, что они практически не решаемы, если обладать только знаниями в пределах школьной программы.
Другая болевая точка – старение педагогических кадров.

Естественно-научные дисциплины часто ведут пенсионеры. Это учителя-асы, обладающие бесценным опытом, но передавать его, к сожалению, некому. Через пять-семь лет они уйдут, и тогда может произойти непоправимое – учить наших детей будет некому, предметы будут изучаться с помощью средств массовой информации (телевидение, Интернет) либо исчезнут из школьной программы вообще. Молодые специалисты в школу идти не торопятся. Невысокая зарплата, отсутствие перспектив решения жилищного вопроса, многочисленные проверки вышестоящих инстанций, ворох бумажной документации, требующей ежедневного заполнения, не притягивают выпускников педвузов. Эти же факторы влияют на тотальную феминизацию среднего образования, мужчины в школу не идут.

 

Нужна помощь

Учителя, заинтересованные в профессиональном росте и качестве знаний своих учеников, четко обозначили направления, по которым им необходима помощь НГПИ. Прежде всего, с введением обязательного единого госэкзамена в 2009 году, возникла потребность подготовить педагогов к реализации этого проекта. Преподаватели пединститута, проводившие в прошлом году ЕГЭ по биологии, сетовали, что абитуриенты не могут справиться даже с заданиями обязательного уровня А, и вуз был вынужден снизить планку оценочной шкалы, чтобы поставить хотя бы «3» по предмету. Учителя хотят, чтобы преподаватели высшей школы научили их правильно решать и оценивать задания уровней В и С, где требуются полные развернутые ответы. Поскольку сейчас актуальна концепция профильного образования, учителя просили ректорат пединститута организовать проблемные курсы, методические семинары, которые помогут расширить их знания в различных областях науки.

Преподавание предметов естественно-научного цикла не представляется возможным без выполнения учащимися опытов, лабораторных работ. Не во всех школах хорошо оснащены кабинеты физики и химии, а практикум по физиологии и изучению биохимических процессов в тканях живых организмов в условиях средней школы вообще нереален. Здесь могут помочь современно оборудованные лаборатории естественно-географического и математического факультетов НГПИ.

Одно из самых важных направлений – работа с одаренными детьми. Вопреки всем проблемам, высокое мастерство работающих учителей дает возможность их способным ученикам побеждать на республиканских и российских предметных олимпиадах. Для организации научно-исследовательской деятельности учащихся школ необходимы научные руководители из числа преподавателей вуза. Они могут помочь в выборе темы и методики, грамотном оформлении работы.

Сегодняшние школьники перегружены учебным материалом, это отрицательно сказывается на их здоровье. Предусматривается постепенная замена школьных курсов физики, химии и биологии на естествознание (в нынешних учебных планах предмет введен с пятого класса). Эта дисциплина помогает человеку сформировать целостный взгляд на явления окружающего мира, поскольку находится на стыке наук, дает возможность преодолеть кризис современных научных знаний. Поэтому назрела острая необходимость на базе НГПИ подготовить учителя естествознания, который бы одинаково хорошо знал биологию, физику и химию. Заметим, не всех педагогов-предметников такая перспектива радует.

 

Внедрим науку в практику образования!

 

Вил Тулвинский (справа):
«Можно объяснить устройство сотового телефона на уровне детского сада»

Преподаватели пединститута заверили собравшихся, что готовы помочь в решении этих вопросов, что тоже заинтересованы в тесной связи вуза и школы. Дамир Гильманов обратился к учителям:

– Мы готовы и открыты к взаимодействию. Учреждены внутренние гранты для наших преподавателей от 20 до 50 тысяч рублей, чтобы они откорректировали учебные программы под конкретные требования школы. Вы можете заказать нам специалиста с определенными параметрами знаний и навыков. Хотим услышать от вас, что еще необходимо сделать для подготовки высококлассного учителя, чего нашим выпускникам не хватает на практике. Профессор Вил Тулвинский изъявил желание лично познакомиться с преподавателями физики всех 109 учебных заведений города, узнать о ситуации в них, оказать посильную помощь. Предложением заинтересовались учителя химии, ведь некоторые ее разделы нельзя понять, не имея знаний в области физики.

На днях челнинский пединститут получил разрешение министерства на организацию курсов повышения квалификации в определенных областях знаний, в связи с этим у НГПИ есть амбициозные планы – стать центром педагогического образования в регионе. Предполагается, что у учителя появится возможность самому выбирать тот вуз, на базе которого он хотел бы учиться на курсах, конкуренция только повысит уровень предлагаемых услуг.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*