Россия уже неделю как полноправный член Всемирной торговой организации (ВТО). Нам обещают, что рядовой потребитель от этого только выиграет. Таможенные пошлины на некоторые зарубежные товары уже снижены, магазины будут завалены дешевой импортной продукцией, и вслед за ней подешевеет и отечественная.
Но даже если это произойдет – что маловероятно, – членство в ВТО приведет к снижению доходов населения, и все эти блага цивилизации будут нам не по карману, уверен директор Института проблем глобализации (Москва) Михаил Делягин, до которого дозвонился корреспондент «Новой недели».
С ВТО мы обнищаем
– Михаил Геннадьевич, пошлины на некоторые продовольственные товары и одежду уже снижены, но дождемся ли снижения и цен?
– На удешевление товаров больших надежд питать не стоит вообще. Торговля у нас монополизирована, и все говорит о том, что ритейлеры совершенно не намерены делиться с населением своим выигрышем от снижения пошлин и прочих преференций. Вспомним хотя бы 2006 год, когда мы перешли на массовый импорт сухого молока из Белоруссии. Закупочные цены тогда упали в два раза – с 12 до 6 рублей за литр, но при этом стоимость молока на полках магазинов выросла до 25-ти рублей. С тех пор шесть лет прошло, а никаких принципиальных изменений в торговле не произошло.
– Большая часть лекарств к нам завозится из-за рубежа, пошлины на них сократились в два раза, но, как многие отмечают, дешевле от этого они не станут…
– У нас уже сейчас происходит вымывание так называемых «дженериков». И здесь все зависит от позиции государства. Если оно намерено защищать россий-
ский рынок, то есть возможности сохранить продажу этих препаратов, но для этого нужно сильно постараться. Если же не намерено – государство всегда может прикрыться ВТО: ну, знаете ли, таковы правила международной торговли…
– Ну хоть что-то положительное рядовой потребитель получит?
– Конечно, ВТО привнесет на наши прилавки разнообразие, но будет ли оно по карману среднему россиянину – это другой вопрос. Производители отечественных товаров, попав в неблагоприятные для себя условия, будут вынуждены сокращать рабочие места, и, соответственно, у населения попросту будет недостаточно денег, чтобы позволить себе блага, которые сулит ВТО. Только в четырех крупных секторах, судьба которых вызывает наибольшие опасения в связи с вступлением в ВТО – машиностроении, сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, – к 2020 году мы лишимся 2,2 миллиона рабочих мест. И них 1,5 миллиона придутся на уже существующие, 700 тысяч – это те рабочие места, которые могли бы быть созданы при инерционном развитии экономики, но, по всей видимости, созданы не будут. С высокой степенью вероятности те, кто задействован в производстве российских товаров, зарабатывать будут гораздо меньше. Допустим, завод переходит на закупку подешевевшего импортного автомобильного листа – следовательно, россий-
ские предприятия, производившие этот же продукт, понесут убытки и будут вынуждены сокращать издержки. В первую очередь, за счет персонала.
«КАМАЗ» вернется в 90-е?..
– Для сельского хозяйства, автопрома, легкой промышленности установлен переходный период. Хватит ли этого времени, чтобы приспособиться к новым условиям?
– В любом случае, нужно прилагать больше усилий уже сейчас. Вылезать из ямы сложнее, чем в нее падать. Все зависит от отрасли и технологического уровня предприятия. Если говорить о сельхозпроизводителях, при подсобном ведении хозяйства производство – например, свинины – при нынешних условиях будет просто бессмысленно. Старые сельхозпредприятия, не претерпевшие никаких изменений с советских времен, ждет та же участь, что и фермерские хозяйства, а современные технологичные предприятия просто потеряют значительную часть своего дохода, сохранят рентабельность, но на более низком уровне.
– Ясно, что у «АвтоВАЗа» перспективы не очень радужные, но каковы они у производителей отечественных грузовых автомобилей?
– Впереди колоссальные потери. Продажа грузовиков станет практически свободной, и очевидно, что рынок забьют даже не немецкие, а сравнительно недорогие китайские машины. Возможно, какое-то время «КАМАЗ» будет получать целевую поддержку из федерального бюджета. Но если мы не выйдем из ВТО – ну, или не пересмотрим принципы торговли к тому времени, когда эта поддержка сойдет на нет, – то, в общем-то, «КАМАЗу» придется вспомнить 90-е. Что касается легковых автомобилей, некий импульс для продолжающейся деградации отрасли будет получен дополнительно. Утверждать, что «АвтоВАЗ» закроется с 1 января следующего года, конечно, никто не станет. Этот процесс будет длительный, но со вступлением в ВТО он пойдет быстрее, нежели сейчас.
– Но один из основных доводов в пользу членства ВТО, который приводился, – улучшение инвестиционной привлекательности России, что нивелирует неблагоприятные последствия…
– Правительство, действительно, это предполагает. Но, грубо говоря, зачем иностранному инвестору вкладываться в производство грузовиков в России, если можно практически без ограничений ввозить машины, выпущенные в других странах и на качественно лучшем уровне? Зачем рисковать деньгами? Поэтому инвестиционный поток, вопреки надеждам властей, будет сокращаться. Он уже сократился примерно на 10%, так что говорить тут не о чем. Минусов от ВТО явно больше, чем плюсов. Директор Международного валютного фонда Кристин Лагард отмечала, что никаких экономических резонов для вступления в ВТО у России нет, а ее мнение, наверное, чего-то стоит. Напрашивается вопрос: зачем нам это ВТО вообще нужно? Нужно потому, что правительство страны обслуживает, прежде всего, интересы глобального бизнеса, а не российского. От членства России в ВТО выиграют международные корпорации, и заплатим за это мы с вами.