КАРТИНЫ, КАК ПЕСНИ

Untitled Document

Недавно самобытный челнинский художник Хамза Шарипов отметил свой 50-летний юбилей. За вклад в развитие культуры указом президента Татарстана ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусства РТ».

 

 

Картины Хамзы Шарипова настолько оригинальны, что его почерк запоминаешь с первого раза. Моя знакомая, побывавшая на персональной выставке художника в картинной галерее, сказала, что всласть наплакалась. Я этому ничуть не удивилась. Можно плакать, вспомнив что-то близкое и родное. Картины художника могут вызвать такие слезы очищения. Говорят же, что цель искусства – это катарсис. Недаром один из его коллег заметил, что картины Хамзы Шарипова, как лирические песни, написанные цветом.

На некоторых из них есть трогательные надписи, напоминающие строчки из песен, которые очень органично вписываются в сюжет. Причем написаны картины в основном в стиле примитивизма, отличаются простотой художественных средств. В основном это традиционные народные символы: белый волк, полумесяц, минарет, лошадь, дерево, цветы. И эти так называемые архетипы вызывают у зрителей массу чувств и ассоциаций.

Вот домик, нарисованный несколькими штрихами, звезда над ним, цветок у дороги. Казалось бы, простой рисунок на фоне цветовых пятен. Но тут же с грустью в сердце вспоминаешь отчий дом и тропинки детства. А на другой картине – лошадь, которая пасется под тонким серпом луны, переносит тебя в теплые июльские ночи, заполненные густым запахом луговых трав. Вот озеро, на которое, как в зеркало, смотрится ночное небо, с луной и звездами. Так и хочется окунуться в его теплые воды или сидеть на берегу, любуясь мерцанием волн. Лиризм картин отражен и в названиях: «Сумерки», «Воспоминания», «Татарская песня», «Святое озеро», «Белый волк».

 

Картины Хамзы Шарипова остаются в памяти, как светлая мелодия. У них есть и своя глубокая философия. Они заставляют зрителей задуматься над тем, что такое родина, родной край, красота окружающего мира, ее хрупкость и зависимость от человека. Художник работает в стиле этнического авангарда. Он признанный лидер данного направления искусства в Татарстане. Еще в 2000 году организовал группу «Тамга», которая объединила художников, желающих продолжить национальные традиции в искусстве. Но как совмещать национальное и новое? Ведь национальное – это что-то глубинное, что нового там может быть? По мнению Хамзы Шарипова, это две стороны одной медали. Как восточные «инь» и «янь», дополняющие друг друга. Чтобы искусство было полнокровным, должно быть стремление к новому, и в то же время должны быть опора, стержень.

Основа – это то, что в крови, это генетическая память. Если художник внимателен к своему внутреннему миру, он обнаруживает своеобразное отношение к миру, красоте, тому, что дал ему его народ. В то же время современный человек знает и мировое искусство. И получается интересная встреча того традиционного, что живет в памяти художника, и того, что он видит в современном мире. Из нового он принимает то, что позволяет его этнический склад характера. Соединение этого и есть содержание этнического авангарда, в котором Хамза Шарипов признанный мэтр.

Кстати, этническое искусство вызывает сейчас большой интерес в мире. Поэтому картины члена Союза художников Татарстана и России Хамзы Шарипова находят свое место на многих международных, российских и республиканских выставках. Их покупают музеи и частные коллекционеры. За вклад в развитие национального искусства и в политику сближения народов международная гуманитарная академия «Европа-Азия» присвоила ему звание Почетного члена академии. К своему 50-летию художник получил и признание правительства республики. Ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусства РТ». Свое творческое кредо Хамза Шарипов выражает так: художник должен соединять мировой опыт со своей культурой. И должен сказать свое слово в искусстве не только как художник, но и как представитель своего народа.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*