Наедине с болезнью рискуют остаться льготники, отказавшиеся от лекарств

Скажем сразу: эта тема пришла к нам не сама по себе – ее попросили поднять врачи, которые вот уже который год бьют тревогу, да все без толку. И тут действительно есть о чем поразмыслить. Причем не только, собственно, о проблеме, но и о наших с вами нравах…

Сначала – краткая предыстория. С 2004 года в России заработала система дополнительного лекарственного обеспечения. Эта система – страховая. То есть государство не платит больному за сам факт его болезни, а предусматривает средства, чтобы он в случае необходимости мог получить нужные препараты. Но есть проблема. Дело в том, что общая сумма, выделяемая на закупку лекарств, формируется, исходя из количества льготников, которые находятся в страховой системе. А они… уходят.

Причем в последние годы – с того самого момента, как им дали право выбора – лекарства или деньги, – это явление обрело масштабы поистине опасные. Опасные для здоровья и жизни самих же льготников. Только в 2012-м, по данным Минздрава РТ, процент «отказников» в Татарстане составил фантастические 72,6%! И из года в год количество желающих обменять натуральную льготу на, как они считают, равноценный денежный эквивалент, только растет. В сельских районах это еще как-то можно объяснить: каждый раз в районную больницу за рецептом не наездишься (хотя и эту проблему татарстанские власти уже начали решать). Но как объяснить столь массовый исход людей в городах? В этом «Неделя» попыталась разобраться с помощью главного врача челнинской поликлиники №3 Надира Ахмерова.

Не хотят делиться

Страховая система лекарственного обеспечения благополучно работает во многих странах Запада. Благодаря ей льготники, нуждающиеся в дорогостоящих препаратах, получают их бесплатно. Но участники страховой системы понимают: лекарства достаются им, по сути, за счет тех больных, которые их или вовсе не получают, или получают, но на меньшую сумму. В этом и заключается суть страховой системы – в перераспределении средств от менее нуждающихся – к тем, кому они более необходимы.

Но то – в просвещенной и сознательной Европе. А наши люди, увы, с таким раскладом не согласны и делиться ни с кем не желают. Поэтому, получив право до 1 октября текущего года отказаться от лекарственной части соцпакета в пользу «живых денег», многие льготники потянулись в пенсионный фонд – писать отказы.

– Произошло это по разным причинам, – рассуждает Надир Минисалимович. – Кто-то предпочитает покупать лекарства сам. Кто-то не хочет стоять в очереди к врачу. Кто-то считает, что недополучает свои 728 рублей. В итоге в страховой системе остаются только те пациенты, которые получают дорогостоящие препараты (потому что они им нужны, как воздух!), хотя, останься, предположим, все 100% льготников, проблем с лекарственным обеспечением, я считаю, вообще бы не было.

Вот и опять недалек тот день, до которого гражданам нужно определиться: быть или не быть им в системе дополнительного лекарственного обеспечения. Однако, прежде чем принять решение, неплохо бы знать и о некоторых его подводных камнях. Итак, пять причин не отказываться от льготных лекарств.

Причина №1. Бесплатное обеспечение

– Есть группы заболеваний, при которых пациент не покупает ни одного лекарства – например, сахарный диабет, когда день-два просрочки могут оказаться для больного фатальными. Таких людей мы обеспечиваем в первую очередь и в 100-процентном объеме. Сюда же входят заболевания, связанные с получением гормональных препаратов, онкологические заболевания и так далее, – комментирует Надир Ахмеров.

Причина №2. Гарантия качества

Закупка льготных лекарств идет на федеральном уровне: проводятся огромные аукционы на огромные деньги, куда недобросовестные поставщики просто не допускаются. В таких тендерах участвуют только крупные производители, которые гарантируют качество своего товара.

– К сожалению, многие больные об этом не знают, – посетовал наш собеседник. – Ни для кого не секрет: аптек нынче великое множество, но большинство из них не имеет возможности проконтролировать все каналы, по которым к ним поступают препараты. Таким образом, покупая лекарства за свой счет, больные рискуют получить недоброкачественный товар. Хорошо, если он окажется безопасным и просто не поможет. А если он содержит в себе вредные вещества и создаст угрозу для жизни?..

Но есть один нюанс. Все госзакупки совершаются в строгом соответствии с одноименным федеральным законом №94. И когда объединение «Таттехмедфарм», обеспечивающее лекарствами льготников республики, объявляет тендер, выигрывает его тот поставщик, который предложит наименьшую цену. А учитывая, что импортные препараты, как правило, стоят дороже, выигрывают конкурс российские аналоги. Больным это не нравится, и это тоже одна из причин их отказов от соцпакета. Впрочем, сегодня уже есть немало зарубежных фармкомпаний, которые намеренно снизили цены на свои оригинальные лекарства и теперь выигрывают у российских производителей.

Причина №3. Контроль за болезнью

Не нужно забывать и о том, что больной, получающий бесплатные льготные препараты, так или иначе обращается к врачу, а значит, наблюдается гораздо чаще, чем тот, кто покупает препараты самостоятельно. Это тоже один из важных моментов, который позволяет больному быть более информированным о течении и прогнозе своего недуга.

– Понятно, в амбулаторной сети огромные проблемы, связанные с недостатком специалистов и длинными очередями в поликлиниках, – признает Надир Минисалимович, – но, несмотря ни на что, больной, которому необходимо лекарство, все равно идет на прием и его все равно осматривает специалист. В том же случае, если человек покупает препараты сам, как правило, он попадает к врачу от силы раз в год, если не реже. А что произойдет за этот год – никому неизвестно.

Причина №4. «Страховой случай», или…

…возможность получать дорогостоящие препараты в ситуации, когда состояние пациента утяжелится или у него выявят новую болезнь. Среди льготников есть достаточно много тех, кто не нуждается в постоянном приеме препаратов, – к примеру, люди, получившие увечья или травмы, а вместе с ними – III группу инвалидности.

– Хорошо, написал такой человек заявление об отказе. Но спустя какое-то время у него обнаруживается заболевание – к примеру, сахарный диабет. И выясняется это аккурат 2 октября! Ему назначают инсулин, который стоит минимум около 2000 рублей в месяц. Заявление на следующий год не написано – значит, три месяца в этом году и 12 – в следующем больной будет покупать препарат за свой счет. А ведь есть и другие заболевания, при которых лекарства стоят куда дороже!

А если, не дай бог, выявят онкологию? Ее лечение вообще обходится не менее 10-15 тысяч ежемесячно! Таким образом, собственным росчерком в «отказном листе» человек сознательно обрекает себя на одиночество перед лицом своей болезни. И никто, поверьте мне, никто не может ему помочь, – сокрушается главный врач. – Каждый больной считает, что уж его-то беда обойдет. Но начинается год, и в дверь ко мне стучат ходоки: «У нас обнаружили онкологию, а мы отказались от соцпакета. Что делать?» Ну что тут можно ответить? – Только посочувствовать…

Причина №5. Ответственность

Прежде чем писать заявление об отказе, задумайтесь об одной простой вещи: чем больше людей находится в страховой системе – тем лучше лекарственное обеспечение, взаимосвязь – прямая. И если сегодня вам кажется, что на положенные вам деньги лечат другого льготника, подумайте: а вдруг в следующий раз дорогостоящие препараты понадобятся вам или вашим близким? Страшно представить, что их в критический для вас момент попросту не окажется…

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Чем гадать прочитала бы заявления, а я со своей стороны могу назвать очень вескую причину. А она такова, что каждый месяц выписываются все новые препораты, что как я считаю безумие, больному врач назначает курс лечения и принимать разные препараты губительно, а второе это просто отсутствие препоратов. Порой по несколько месяцев. Вот Вам и ответ на вопрос.

    • Полностью с вами согласна! Положенного нам лекарства в аптеке нет уже 4 месяца!!! Хотя для продажи он есть!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*