ЧТОБЫ ПОМНИЛИ: НАДЕЖДА РУМЯНЦЕВА

Untitled Document

Вечером 8 апреля после тяжелой болезни ушла из жизни любимая многими зрителями актриса Надежда Румянцева. Она была обаятельной, жизнерадостной, энергичной, заводной во всех своих звездных ролях, особенно в «Девчатах» и «Королеве бензоколонки». Такой, по воспоминаниям близких, Надежда Румянцева была и в жизни.

 

«Многие режиссеры хотели, чтобы я играла комедийных персонажей,
но я очень люблю и другие свои роли»

 

Выбрала семью


– Надежда Васильевна, в 50-60-е годы вы были одной из самых популярных актрис нашего кинематографа, а потом куда-то исчезли. Почему?

– По семейным обстоятельствам – я уезжала за границу с мужем-дипломатом несколько раз. Свято место пусто не бывает: почему меня кто-то должен ждать? Это вообще был для меня странный период, нужно было выбирать: или семьей заниматься, или кинематографом. Я выбрала семью. Периодически снималась, но как раньше уже не могла. Ведь каждая командировка – это пять лет жизни, а что такое вычеркнуть из жизни актрисы пять лет? Но все равно, приезжая из командировки, я вела детскую передачу «Будильник» и, несомненно, снималась. Много приходилось озвучивать, так что работы хватало.

Но у каждого актера есть вехи в его творческой жизни. Допустим, возьмем Олега Янковского, и сразу вспоминаем его Мюнхгаузена, «Влюблен по собственному желанию», при этом десятки фильмов остаются как проходные, как рабочая тренировка. Многие режиссеры хотели, чтобы я играла комедийных персонажей, но я очень люблю и другие свои роли. Фильм «Неподдающиеся» был уже 13 или 14-м по счету, в котором я снималась, и все предыдущие очень хорошо воспринимались публикой и прессой, но были однодневкой. А «Неподдающиеся» – это был удар, толчок, это был фильм, который после госэкзамена во ВГИКе Пырьев специально заказал для меня! Это, что называется, попадание в «десятку».


– Потом в такую же «десятку» попали и «Девчата»!

 

Кадр из фильма «Девчата»

– Да, потому что фильм снимал тот же самый режиссер. В той же «десятке» и «Крепкий орешек», уникальный фильм, где мы играем только вдвоем с Виталием Соломиным. Это эксцентричная, гротесковая комедия, жанр, которым владеют очень немногие. Режиссером фильма был Вульфович, который четко направлял нас, поскольку легко можно было сбиться на фальшь или театр представлений, а мы прожили эту картину буквально на лезвии ножа! А, скажем, в «Звездном мальчике» по Уайльду я вообще играла мальчишку – лесного мальчика, и настолько это мне нравилось, что сожалею, что Оскара Уайльда нет в живых, иначе с удовольствием сняли бы продолжение!

 

Работы много, но иногда утомляет однообразие предложений. Допустим, в последнее время у меня очень много предложений, но я не могу сниматься в этих переходящих из картины в картину криминальных сюжетах. Не могу! Я все это вижу за своим окном и не хочу видеть это еще с экрана ТВ. Люди устали от насилия, бандитизма, криминала, воровства, нечистоплотности и несправедливости в реальной жизни, а тут еще и кино это предлагает. И как бы мы ни говорили, что будет возмездие, это неправда – нет его и не будет!

 

Я не идиотка,
чтобы играть
одно и то же!»


– Вы сказали про нынешнее однообразие. А в 60-е, после «Девчат», были же подобные предложения?

– Эти героини не подобные! Что общего между боевой комсомолкой из «Неподдающихся» и в то же время страшно наивной Тосей, девочкой из детдома? Она правду жизни сама нашла, вокруг нее стали сплачиваться люди, которые жили одним днем. А этот человечек зажег им какой-то свет, свечечку, на которую можно смотреть и читать под ней что-то хорошее. Нет, это разные вещи.

Я же не такая идиотка, чтобы играть одно и то же! Допустим, в «Королеве бензоколонки» я согласилась сниматься, потому что нас пригласили, как Гайдай свою троицу. И я, и Юра Белов, и Леша Кожевников были друзьями, как костяк после «Неподдающихся», потому и сделали эту картину на одном вздохе!

 

– А было что-то забавное на съемках «Девчат» или «Королевы бензоколонки»?

 

– Эти героини не подобные! Что общего между боевой комсомолкой из «Неподдающихся» и в то же время страшно наивной Тосей, девочкой из детдома? Она правду жизни сама нашла, вокруг нее стали сплачиваться люди, которые жили одним днем. А этот человечек зажег им какой-то свет, свечечку, на которую можно смотреть и читать под ней что-то хорошее. Нет, это разные вещи.
Я же не такая идиотка, чтобы играть одно и то же! Допустим, в «Королеве бензоколонки» я согласилась сниматься, потому что нас пригласили, как Гайдай свою троицу. И я, и Юра Белов, и Леша Кожевников были друзьями, как костяк после «Неподдающихся», потому и сделали эту картину на одном вздохе!

– А было что-то забавное на съемках «Девчат» или «Королевы бензоколонки»?

– Почему все должно быть забавно? Были, к сожалению, у нас и неприятные случаи. Снимали мы в тайге, выезжали туда в пять утра. Съемочный период был очень маленьким, потому что солнце появляется и через два часа его нет, и надо было все время быть наготове. И в сцене, где я на делянку приношу суп ребятам во главе с Рыбниковым, нам выдали алюминиевые мисочки и ложки, чтобы они в дороге не побились.

На первой же репетиции, где я говорю: «Попробуйте суп! Он же сегодня грибной!», Коля Рыбников зачерпнул ложкой суп, а мороз за 50 градусов, и ложка прилипла к губе! Гримеры пробовали многими средствами ее оторвать, в том числе и спиртом, но так и оторвали ее вместе со слизистой… Кровищи столько было! Ему залепляли губу и лаком, и лейкопластырем, но Коля все равно снимался, потому что времени у нас не было. Играл с адской болью, а ведь это комедия. А по существу выходила трагикомедия.
А сейчас такое время, когда актеры бегают, как волки рысью – ноги их кормят. Актуален лозунг «Время – деньги!»: люди стараются успеть и там, и сям, при этом совсем другие понятия об искусстве, отношении к нему. Совсем другие понятия о дисциплине. И вообще, никто никем не занимается. Каждый выживает в одиночку, и это самое плохое в этом времени.

 

ТАКИЕ ФИЛЬМЫ – БАЛЬЗАМ НА ДУШУ
– Один из ваших последних фильмов – «Чудная долина». Расскажите подробнее об этой работе.
– Для меня это было интересно, потому что согласилась сыграть роль женщины, которой за семьдесят. Поначалу отнеслась к этой роли с юмором. Я говорила: что вы мне предлагаете, это же среднеазиатская женщина?! А мне отвечали: «Вы похожи на мою тетю – она чистокровная узбечка», и мы взялись. У меня и партнер хороший был – Миша Козаков.
Для меня этот восточный стиль был удивителен: картина поэтичная, романтичная и в то же время мы, пожилое поколение, были комедийной парой. Я, как Аль Капоне, глава семьи в своем клане, потому что муж моей героини погиб. Она одна подняла детей, выросли внуки, но именно ее слово – закон. Но от меня ждали не того, что она сейчас выкинет, а психологического отношения к этой роли, как я понимаю внутреннюю жизнь этой пожилой женщины, которая выросла в этой атмосфере и даже стала счастливой. Я хочу, чтобы люди смотрели картины такого плана – это бальзам на душу, они дают какую-то веру и какое-то собственное утверждение в этой жизни.

 

Мы висим
на краю пропасти


– Может быть, режиссеры 60-70-х годов сохраняют дисциплину?

– А кому из них дают снимать?


– Например, Рязанову.

– Ну, Рязанов – это человек на все времена! Он умеет учитывать время, в отличие от покойного Льва Кулиджанова. Когда началась перестройка, его убрали со студий, из Союза кинематографистов, правительства. Человека лишили работы и средств к существованию за то, что он работал в советское время! Что же такого плохого было в том времени, если сейчас по нему такая ностальгия, ведь о людях тогда так заботились. А сегодня ты одинок, потому что никому не нужен. Раньше я знала, что за мной стоит коллектив, попробуйте со мной что-нибудь сделать! Тогда недостаточно было приказа партии – и все в порядке, тогда еще был глас народа!

Но что об этом говорить: новое время – новые фильмы, пусть они переболеют и коклюшем, и ветрянкой. Только жалко молодых актеров, которые снимаются в сериалах. Можно с ума сойти: одни и те же актеры переходят из одного сериала в другой, и ты не знаешь, что это за фильм, пока не посмотришь программу передач. Я понимаю: все хотят выжить, а выжить сложно, потому и соглашаются на все. Сейчас в моде все западное, мы сами превратились в потребителей продукции, которая там свалена в кучу и переработана во вторсырье. А мы все это смотрим и учим своих детей обманывать, применять оружие. Это ужасно! Если не будем заниматься новым поколением, будем долго висеть на краю пропасти.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*