По статистике в августе совершается самое большое количество бракосочетаний. Во многих отношениях это благоприятный для такой церемонии месяц: тепло, солнечно, обилие цветов, созревают овощи и фрукты к праздничному столу. А этнографы до сих пор расшифровывают загадочные и таинственные обряды русской свадьбы. «Они пришли из глубины веков и мало изменились», – говорит известный челнинский модельер, искусствовед, знаток истории костюма Ольга Пудакова. |
||
|
||
Девушка переступала определенный порог своей жизни, переходила в другую жизнь, возраст. Само венчание рассматривалось как ритуальная девичья смерть, отсюда плачь и убивания. Подружки расплетали косу и заплетали две, символизирующие мужа и жену. Замужняя русская женщина обязательно носила две косы, укладывая их вокруг головы в особую прическу, и до последнего волоска прятала под головной убор. Это был символ подчинения жены мужу. Головной убор сейчас заменяют фатой или шляпкой. В старину даже простая крестьянка на свадьбу надевала перчатки. Невеста не должна была здороваться голой рукой. – А как проходила сама свадьба? – Даже у крестьян жениха и невесту звали князем и княгиней, а гостей – боярами. «Молод князь» приезжал за невестой не на телеге, а верхом. А в горнице билась, причитала, плакала княгиня, ни больше ни меньше. Изображалась трагедия, схожая с похоронами. А когда свадебный «поезд» после венчания прибывал в дом жениха, здесь разыгрывалась другая сцена: озорство, веселье, розыгрыши и буффонада. Скорбные плачи сменялись торжественными величаниями и легкомысленными корильными песнями, которые поносили сватов и кумовьев, заваривших всю эту кашу. Начинались переодевания и пародии. Заходят, например, молодые в дом, а их места заняты, за столом сидит ложная свадьба. Нужно торговаться и выкупать места. Наутро в свадебный обряд включается молодая жена. Известный этнограф прошлого века Шейн описывает это так: чтобы проверить, умеет ли молодуха прясть, ей подают гребень. Она влезает на стол, ставит на нем гребень шиворот-навыворот, вместо льна навертывает солому и разбрасывает ее вокруг. «Дура, дура!» – кричат ей. Невеста явно изображала из себя неумеху, будто только что родилась на свет. Всякие розыгрыши, переодевания, выкупы на современных свадьбах – отголоски этих обрядов. – Почему вы говорите, что в русской свадьбе много загадочного? – Так считают многие исследователи. Почему, например, в ней так много плача, трагизма? Такого нет ни у одного из народов. Ведь девушку не продавали, как на Востоке, в худшем случае отдавали замуж за парня из соседней деревни. В доме мужа ее должны были ценить, по крайней мере, как работницу. Причем на Руси не было худшей доли, чем остаться в девках. А когда находится жених, тут начинаются такие причитания, будто она собралась умирать. После сватовства надо было плакать день и ночь. Если слезы не лились, использовали лук, даже специально плакальщиков нанимали! Налицо явный перебор, впрочем, свойственный всему русскому искусству. Свадебное действие преувеличено, повышен социальный статус не только молодых, но и других участников – вспомните «княгиню» и «бояр». Вторая загадка: почему в центре свадебных действий не жених, а одинокая, страдательная фигура невесты? Ее ведут в баню, затем наряжают, как елку, расплетают волосы. Сама она ничего не делает. Ее един-ственное активное действие – защита косы. Она вплетала туда гвозди, бритвы, колючки. Жених играет двойственную роль. Сначала он лихой охотник, который поражает копьем ворота тестя и требует своей добычи. От него пытаются откупиться монетами, но он неумолим. После венчания жених выступает уже как спаситель, который на каждом шагу откупает себя и невесту. От чего? Этнографы считают, что здесь есть элемент угрозы, исходящей от невесты. Поэтому, чтобы очистить ее, невесту, прежде чем ввести в дом жениха, проводили мимо огней, разложенных на улице или во дворе. Поведение молодухи на второй день свадьбы напоминает младенца, только что появившегося на свет. Может, она действительно родилась сегодня?! А вчера в синем сарафане стояла перед Творцом? Этот сарафан – ее смертная одежда. Многие исследователи проводят прочную параллель между русским свадебным и похоронным обрядами. Это смерть человека в одном качестве и воскрешение в другом. Это отголоски еще языческих времен. Вот из какой глубины веков идут свадебные обряды и по своей сути мало изменились. Мы просто не всегда понимаем их значение. – Кто бы мог подумать, что за казалось бы привычными свадебными действиями таится столько смысла! – Свадебный обряд дошел до нас из глубины веков и мало изменился. До сих пор существуют свадебные наряды, есть роли, которые исполняются обязательно, есть некая художественность действий, театральность, четкий сюжет. Есть зрители, которые соучаствуют, сопереживают. Есть «глядельщики», которые следят, так ли все? Многие люди и сейчас к свадьбе относятся, как к очень ответственному мероприятию. Готовятся все: молодые, их родители, вся родня. Как мы видим, в свадьбе есть глубокий и даже мистический смысл, и его надо понимать и уважать. |