Как профессию сделать любимой?

В беседе с корреспондентом «Новой недели» лидер независимого профсоюза «Учитель», московский преподаватель истории Андрей Демидов рассуждает о том, как вернуть профессии учителя былой престиж, и называет пять факторов, на которые государству нужно обратить особое внимание.

– В глазах россиян профессия учителя остается по-прежнему уважаемой. Даже сейчас, судя по опросам, наше общество доверяет ей в первую очередь. Поэтому учителям важно оправдывать это доверие, и тут многое зависит от того, какие люди будут приходить в профессию – творческие и образованные или те, которые не нашли себе места в более престижных и высокооплачиваемых отраслях. Конечно, хотелось бы, чтобы это был первый вариант, и молодые педагоги ощущали гордость за свое дело. Что для этого нужно сделать?

Жильё

Да, не все в нашем мире измеряется деньгами, но игнорировать вопрос материальной обеспеченности, социальной защиты педагогов мы не можем, поэтому государству важно стимулировать молодых ребят к приходу в педагогические вузы, профессию и подумать, как закрепить их в учительской среде. По статистике, лишь 10-15% выпускников педагогических вузов идут на работу в школу, а из тех, кто пришел, трое из пяти уходят в течение первого года.

Бесспорно, если бы молодые учителя понимали, что у них точно будет хорошее жилье, достойная зарплата для обеспечения семьи, в учительском сообществе была бы другая ситуация. Но пока мы видим от властей больше деклараций, нежели реальных достижений. Даже в Москве, где до недавнего времени молодые педагоги получали специальную доплату, позволявшую им закрепиться на рабочем месте, ее отменили. Способствует ли это закреплению молодых педагогов в школе? Думаю, нет.

Такая же сложная ситуация и с жильем. Программа учительской ипотеки в большинстве регионов буксует, и очередь в так называемые «учительские дома», судя по некоторым данным, может сократиться лишь лет за 20 – когда молодые педагоги уже перестанут быть молодыми. Радует, впрочем, что власть озвучивает жилищную проблему учителей: признание проб-
лемы – первый шаг к ее решению, но темпы решения пока не удовлетворяют. Без этого мы никогда не избавимся от дефицита учительских кадров.

Зарплата

Западный опыт показывает, что зарплата педагога, учитывая его физические и психологические нагрузки, не должна быть средней по экономике страны. В России учителя зарабатывают в среднем 25-27 тысяч, и в Татарстане они не должны получать меньше этого! Пока же оплата труда педагогов в российских областях и республиках резко дифференцирована. Да, регионы разные по своему развитию, но давайте установим зарплатную планку на уровне тех же 25-27 тысяч! Если регион хочет удержать учителей в школе, ему ничто не помешает ввести надбавки. Есть ли такие деньги в местных бюджетах? Думаю, да.
Я вижу, с какой обидой педагоги читают, что выпускник военного вуза будет получать 50 тысяч рублей, а они, имея 20-30-летний стаж, работают круглые сутки и зарабатывают вдвое меньше! Вознаграждение за труд должно соответствовать социальной значимости профессии – именно педагог воспитывает граждан, которые пойдут в ту же армию!

Качество образования

Думаю, государству и учителям нужно вместе разработать подходы к качественному обучению и воспитанию новых поколений. Консультации между госорганами и педагогами уже идут – сформирован общественный совет при Минобрнауки России, куда попало немало достойных людей, готовых ставить проблемы и предлагать свои решения. Наверное, было бы правильно распространить эту систему и на региональный уровень – страна-то у нас большая, и те благие пожелания, которые зачастую высказываются на высоком уровне, на пути к рядовому учителю, рядовому директору просто теряются. Необходимо учитывать и мнение родителей – они сейчас как никогда заинтересованы в том, чтобы образование было более качественным.

Профессиональное достоинство

И конечно, важно создать массовые организации, представляющие интересы учителей – например, профессиональные ассоциации вроде «общества учителей истории и обществознания»: они способны помочь как реформировать наше образование, так и изменить сознание самих педагогов – они будут чувствовать себя увереннее, чем сейчас.
Не следует забывать и о профсоюзной работе – здесь вообще огромное поле деятельности! Уверен, что никакого активного педагогического сообщества не состоится до тех пор, пока не будут защищены права каждого учителя. В противном случае мы будем иметь, как сейчас, скрытое недовольство в учительской среде, отсутствие дискуссий, а следовательно, не будет попыток и что-то изменить в нынешнем положении педагога.

Надо спешить!

Нам надо спешить, потому что впереди – массовый уход из школы пожилых наставников и отсутствие молодого притока, свежих сил и идей, и, что самое важное, передачи опыта, ведь у наших старших коллег действительно есть чему поучиться. И меня радует, что в обществе завязывается дискуссия о путях реформирования образования, о его проблемах. Это значит, профессиональному учительскому сообществу надо возвысить голос, чтобы декларации не остались декларациями. Без компетентного мнения и опыта наших учителей никто проблему российского образования не решит.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*