ПЛАТА ЗА КАЧЕСТВО ИЛИ СИСТЕМА ЛЮБИМЧИКОВ?

Untitled Document

В последние месяцы в школьных коридорах слышен не только детский смех. Они наполнились ожиданиями больших перемен. «Отраслевая система оплаты труда» – эти четыре слова прочно засели в головах челнинских учителей. Педагоги переживают, обсуждают, ждут.

 

Большинство учителей сошлись во мнении, что новая система избавит их от уравниловки

 

Мнения разделились

Новая система оплаты труда в пилотном режиме стартовала в Набережных Челнах, Сабинском районе и двух республиканских бюджетных учреждениях еще в сентябре. Однако зарплату, при расчете которой будут учитываться уровень образования и качество работы, челнинские учителя получат по итогам работы ноября, то есть в декабре.

Накануне перехода от старой зарплаты к новой «Неделя» решила опросить учителей школ города.

Большинство опрошенных сошлись во мнении, что грядущая система избавит их от уравниловки. Но по поводу того, как это скажется на оплате труда, мнения педагогов разделились. Одни считают, что новая система позволит достойно оценить качество их работы, другие, – что она превратится в так называемую систему любимчиков. По понятным причинам мы не станем называть имен и номеров школ. Думаем, в каждой школе найдется учитель, который поддержит одну из представленных ниже точек зрения.


Будете возмущаться – понаставим минусов!

Некоторые педагоги относятся к предстоящим изменениям настороженно. Как, например, одна из собеседниц – учитель русского языка и литературы (высшая категория, стаж около 40 лет):

– Когда начались разговоры о введении новой системы оплаты труда, в «Аргументах и фактах» писали о том, что в выигрыше будут только директора, завучи и их окружение. Так что ничего хорошего я от этой системы не жду! Меня не устраивает, что зарплата теперь будет полностью зависеть от администрации. Во многих школах учителям уже угрожают этой системой: будете, мол, возмущаться – понаставим вам минусов!

В этом году уже объявили, что инфляция равна 10,8%. Если даже на эти 10% поднимут зарплату, лучше не станет. Лично я считаю, что в зарплате потеряю. У меня ощущение, что на просвещение в следующем году выделят такую же сумму, как в этом, только всю ее переделят. В результате администрация будет получать больше, а рядовые учителя – меньше. Если сильно понизят зарплату, уйду из школы, так как я на пенсии и мне терять нечего.
Еще я слышала, что оплата работы учителя будет зависеть от сложности предмета, который он ведет. Русский язык и математика как предметы, связанные с проверкой огромного количества тетрадей, будут оплачиваться выше. Считаю, что это правильно – чтобы подготовиться к уроку русского и к уроку труда, нужно затратить разное количество времени.

 

«НЕВЕДЕНИЕ СОЗДАЕТ
НЕЗДОРОВУЮ АТМОСФЕРУ»
Для сравнения мы обратились с вопросами об ожиданиях к преподавателям дополнительного образования. Таково, например, мнение учителя детской музыкальной школы (14-й разряд, стаж 43 года):
– Музыкальные школы входят в число учреждений, участвующих в эксперименте, но лично мне пока ничего не понятно. За свои часы я получаю определенную сумму, ставку, и, думаю, забрать ее у меня никто не посмеет. Вообще, я не очень переживаю по поводу доплат. Но у меня есть хорошее прикрытие – я на пенсии и в любое время могу оставить работу.
Все же мне кажется, что директора получат какие-то указания сверху, а значит, от них тоже не все будет зависеть. У нас несколько лет действует система премий. Директор сам решает, кому давать премию, кому нет. Но нам объясняют, за что. Например, за участие в конкурсе: 100% ставки доплачивают за первое место, 75% – за второе и 50% за третье. По-моему, это справедливо. Если будет по такому же принципу, мне кажется, ничего плохого не получится.
Как бы то ни было, неприятен тот факт, что эксперимент готовится, а мы о нем ничего не знаем. Почему нельзя включить в обсуждение самих преподавателей, пусть не всех, но от каждой школы по представителю? Неведение создает нездоровую атмосферу. Хотелось бы знать конкретно, что нас ждет.

 

Каждый получит
за работу

Другие педагоги, напротив, с нетерпением ждут перехода на новую систему. Среди них и завуч с 15-летним стажем:

– За ноябрь нам начислят по-новому в декабре. Ходят слухи, что завучам будут платить больше. Мы же за свою работу получали даже меньше, чем учителя, так как нам не разрешали брать много часов. А сейчас говорят, что работа завуча будет хорошо оплачиваться. Потому и хочу, чтобы мы быстрее перешли на новую систему оплаты.

Критерии начисления уже разработаны и сверху нам спущены. В школах только считают зарплату учителю, исходя из качества работы, проведенных внеклассных мероприятий и других показателей. Ясно одно: уравниловки уже не будет.

Плохо то, что в школе нет информации, хотя непонятно, какие на то могут быть причины. Поэтому, наверное, пока не увидим расчетки, так и не узнаем, за что и сколько мы будем получать. Каждое новшество нами, учителями, воспринимается в штыки, так как мы консерваторы. Когда банковские карты для получения зарплаты вводили, мы тоже были против, а теперь привыкли и даже нравится. Посмотрим, может, и с этой системой так же будет.
Были среди участников опроса и те, кто совсем ничего не ждет. Приведем мнение учителя начальных классов (стаж менее года):
– Я слышала о переходе на новую систему оплаты труда, но, честно говоря, толком не поняла, что она из себя представляет. Телевизор я смотреть не успеваю, а в школе временно уроки не веду, так как у меня сейчас сессия.

Говорят, что все новенькие, кто придет в школу с высшим образованием, теперь смогут получать даже больше, чем те, кто в школе работает давно, а высшего образования не имеет. На самом деле, мне все равно. Не секрет, что у учителей маленькая зарплата. Ну, добавят или отнимут от нее 500 рублей – разве это что-то изменит? Я, например, учителем работаю просто потому, что мне это нравится.

 

2009-Й ГОД СТАНЕТ ДЛЯ БЮДЖЕТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ
В то время, как мы обрабатывали результаты опроса учителей и готовили материал к печати, появились достоверные сведения о дате перехода на отраслевую систему оплаты труда в бюджетных учреждениях. Их обнародовал в своем ежегодном послании Госсовету президент РТ Минтимер Шаймиев.
– Продолжается последовательное повышение доходов работников бюджетной сферы. За три последних года в этой сфере заработная плата увеличилась в 2,2 раза. С 1 февраля текущего года на 14% повышены тарифные ставки, ранее правительством республики были введены дополнительные персонифицированные выплаты. В результате заработная плата в здравоохранении составила 10111 рублей, в образовании – 8455 рублей. В целом по бюджетной сфере заработная плата увеличилась по сравнению с прошлым годом на 39% и составила 8972 рубля. В проекте бюджета 2009 года предусмотрено с 1 января повышение минимальной заработной платы бюджетников до 4330 рублей и на 16% будет увеличен годовой фонд оплаты труда.
В целом же, в перспективе вопрос повышения заработной платы бюджетников будет решаться через структурные изменения в этих отраслях и переход на отраслевые системы оплаты труда. Это очень кропотливая и ответственная работа. Просил бы вас, уважаемые депутаты и Кабинет Министров, еще раз взвешенно подойти к рассмотрению этого важного и беспокоящего всех нас вопроса. В условиях кризиса стоит ли нам идти на столь масштабный шаг перераспределения доходов через изменение системы оплаты труда бюджетников? Считаю, было бы целесообразным продолжить начатый эксперимент в отдельных районах, отработав все нюансы в течение 2009 года и осуществить полный переход на новые условия с 1 января 2010 года, – отметил Минтимер Шаймиев.

 

Свои права
можно отстоять

Среди педагогов нашлись и те, кто подробно изучил новую систему. Своими знаниями с нами поделилась учительница математики (первая категория, стаж 23 года):

– Мы еще не получали расчеток. Но, как известно, Набережные Челны входят в число городов, где проводится эксперимент. Это я знаю, потому что хожу на курсы повышения квалификации.
Там я узнала, что при начислении зарплаты многое учитывается. Исходя из критериев, к ставке добавляют проценты: за общественную работу – до шести, за участие в инновационных проектах то ли до шести, то ли до девяти процентов. Хотя определенные стандарты есть, школы сами решают, за что начислить один процент, а за что – шесть или девять.
Учителя переживают, что меньше будут платить за классное руководство, а нам сказали, что 1000 рублей из федерального бюджета плюс 950, если класс из 25 человек, и никаких замечаний к твоей работе нет. То есть все, как раньше.

Я никогда не боялась, что появится система любимчиков. Школа – это ведь государственное предприятие, поэтому всегда можно свои права отстоять через профком. По сути, система любимчиков у нас уже была, когда премии начисляли. Тогда всем ясно было – кому все, а кому ничего. Поэтому здесь главное – не молчать.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*