Осенью традиционно открывается телесезон. Особенных изменений в сетке федеральных каналов не произошло: приличную долю их эфирного наполнения по-прежнему занимают отечественные телесериалы, или, как их некогда называли, «мыльные оперы». На НТВ они, как и раньше, криминальные, на «России 1» – мелодраматические. При своем количестве качеством эта продукция не блещет…
Поэтому «Новая неделя» попросила кинообозревателя журнала «Огонек» Андрея Архангельского порассуждать о том, к чему приводит поток такой продукции и в каком случае российские сериалы способны стать притягательными не только для женщин и зрелых мужчин, а для широкой публики.
Чтобы забыться
– Андрей, наше ТВ четко выбрало сериальных героев – бандиты, менты и девушки-женщины, ищущие любовь. Играют актеры в основном плохо, диалоги бедные, страдает операторская работа, сюжеты примитивные. Налицо кризис?
– В сериалах сейчас не то чтобы кризис – это сравнимо с тем, что человек сам приготовил для себя удавку, поудобнее встал на табуретку и сейчас решил прыгнуть с нее. Это, скорее, «конец» телесериалов: они превратились уже в нечто нечеловеческое, развращающее. Я даже уже не уверен, что это сделано на потребу.
Как утверждает экономист Александр Долгин, все дело в том, что у человека последних 30-40 лет появилась такая серьезная проблема, как хорошее количество свободного времени. Его обстирывает стиральная машина, везет автомобиль, на работе мозг его особенно не загружен – человек не углубляется во внутренний мир, а занимается мелочами, пусть и связанными с физическим трудом. Он приходит с работы, и у него возникает ощущение некачественного проживания жизни. А чтобы он забыл об этом, была придумана индустрия развлечений и удовольствий, в том числе телесериалы. Они созданы только для одной цели – чтобы забыться.
– …что наши люди и сделали?
– Да, они отключились, погрузились в другой мир – допустим, в другую историческую эпоху. Впрочем, в «Ефросинье», «Кровинушке» никакой другой эпохи и в помине нет, а если она и предстает в телекино типа «Жукова» и «Фурцевой», там говорится не о том, что сделали эти известные люди, а об их личной жизни. Создатели сериалов уверены, что нынешний зритель может понять только семейные драмы, несчастные браки, измены – то есть оценивать все только на бытовом уровне.
Соответственно, мы делаем вывод, что создатели сериалов не считают зрителей за людей: они не считают, что нас надо погружать в сложную политическую обстановку того или иного времени или создать портрет Жукова как полководца, или Фурцевой как министра.
Принц бывает не всегда
– Неужели даже от историй на канале «Россия 1», где девушка была несчастной, а потом стала счастливой, нет никакой пользы? Это же не кровь, как на НТВ.
– Здесь тоже нет никакой пользы. Когда советская пропаганда бросила заниматься детьми и ничего на ее месте не появилось, родилась квазимораль, в том числе и благодаря сериалам. Она внушает, что каждую женщину ждет «принц на белом коне», что в семейной жизни будет только счастье, что для этого нужно найти хорошего мужа. И такая задача внушается уже почти двум поколениям!
Никто, конечно, не отрицает важности для женщины семейной жизни, любви, детей, но когда говорят, что только в этом и заключается счастье, получается, что наших дам заносят в какую-то отдельную категорию! Выходит, только мужчина может разрабатывать стратегию жизни, решать тактические задачи и состояться в любом деле. А ведь эта установка обманывает потенциальных зрительниц. Семейное счастье – это хорошо, но это не единственная радость и не единственная цель.
– На женщин сериалы оказывают сильное влияние?
– Сильное. Сериалы в наше время так же сильно влияют на представительниц прекрасной половины, как и реклама товаров с роскошными и счастливыми женщинами, живущими в особом мире. Сознание россиянок во многом покалечило и то, что их жизнь в сериалах стали показывать слишком просто – все решается с одного-двух шагов, но не после работы над собой.
Не человек, а кукла
– Бессмысленно говорить о бандитско-ментовских сериалах на НТВ – пользы от них точно никакой. Интересно другое: если просматривать список сериалов, которые шли на главных каналах, могли бы вы отметить удачные работы?
– Они есть. Это сериал «Глухарь». Пусть в несколько комичном и абсурдном варианте, но там показана правда жизни – во-первых, потому, что полицейские отнюдь не герои, а ужасно противоречивые натуры, а во-вторых, в фильме узнаются реальные ситуации. Или «Краткий курс счастливой жизни» Гай-Германики, который говорит о том, что женского счастья может и не быть в наше время.
В остальном сериальная продукция – особенно НТВ и «России 1» – отдает пластмассовостью, безжизненностью ситуаций. Люди в наших сериалах вроде бы на работе, но не показано, как они работают, как думают, и часто налицо сюжет, высосанный из пальца.
– Как вы считаете, пойдут ли каналы – тот же НТВ – на изменения? И неужели «Россия 1» или «Первый» не могут снимать качественные сериалы, например, о молодежи?
– НТВ ничего не изменит – это точно. Содержательная сторона наших сериалов будет зависеть только от политической ситуации. При нынешней же, если и начнут снимать сериалы о молодежи, их создатели легко могут скатиться к фальши, и работы будут примитивными – так всегда получается, когда речь идет о разнарядке.
Плюс ко всему сейчас среди людей, делающих сериалы, нет тех, кто любит свою работу. Им эти темы не близки – они просто выполняют заказ. Нужно менять систему. Если человек задумал снимать сериал о подростках, то он должен делать его, если ему действительно этого хочется, как Гай-Германике с ее «Школой». И прибыль каналу можно получать не только от продукции низкого вкуса: главное – ориентироваться на человека, а не на быдло. Телевидение в данном случае – главное звено, ведь во многом мы такие благодаря ему. Ну и, конечно, нынешняя власть должна быть заинтересована в саморазвитии зрителя. Сейчас его от этого отучили, в том числе и сериалами, которые порождают не личность, а механическую куклу. Если цель власти – опримитивить человека, то таким же примитивным будет и телеискусство.