ПРОГУЛКА ПО ИСТОРИЧЕСКИМ МЕСТАМ

Untitled Document

В этом номере мы завершаем знакомство читателей с результатами нашего рейда по памятникам и историческим местам Набережных Челнов.

 

Десятилетия запустения и реконструкция довольно сильно изменили первоначальный облик храма

 

Набережно-
челнинский
элеватор

Следующей остановкой по требованию стал Набережночелнинский элеватор, расположенный на левом берегу реки Камы. В дореволюционной России он был вторым по величине, уступая лишь Новороссийскому. Набережночелнинский элеватор начал строиться в 1914 году. Одновременно с силосным корпусом соорудили дорогу к элеватору и мост. В 1917 году появилась железобетонная рабочая башня, тогда же был принят и первый урожай зерна. В 1931 году здесь построили материальный склад. С 1953-го на элеваторе появились другие основные и вспомогательные объекты.

Пройдя через комплекс 17А поселка ЗЯБ, преодолев мост и взобравшись на гору, мы увидели желто-голубое здание элеватора. Внушительный бетонный забор с колючей проволокой дал понять, что это, пожалуй, самый охраняемый из всех перечисленных памятников. Повернув налево и проследовав вдоль ограждения к реке, дошли до места, где зерно выгружалось на баржи. Через забор удалось увидеть и главное здание элеватора, обзор на которое доступен только с противоположного берега Камы. За памятником довольно хорошо следят.

Кроме того, рядом с элеватором мы обнаружили два двухэтажных дома, построенных в 1915 году. Они были специально построены для семей специалистов, работавших на элеваторе. По тем временам это были благоустроенные здания с водопроводом, канализацией и ванной. Теперь их состояние сложно назвать удовлетворительным.


В память о 80-х

Спустившись с Элеваторной горы, мы на трамвае поехали через первую автодорогу, чтобы хоть одним глазком взглянуть на памятник «Слава строителям «КАМАЗа»!» Монумент создан по проекту бригадира скреперистов Камгэсэнергостроя Героя Социалистического труда Умат-Гирея Наурбиева и посвящен первопроходцам, механизаторам стройки. Этот памятник был открыт в феврале 1981 года, в день пуска второй очереди «КАМАЗа». Сейчас территория памятника ограждена, его реконструкцию произвели в 2004 году.

Выйдя на остановке «Глобус», мы добрались и до комплекса авангардной скульптуры Ильдара Ханова, что на бульваре Энтузиастов. Его возвели в период с 1982 по 1991 годы. Памятники расположены посредине первых трех жилых комплексов Нового города. Выполнены они из бетона и облицованы колотой смальтовой плиткой. В окружении бьющих струй фонтанов находится «Пробуждение» (1983-84), самая протяженная композиция с чередованием горизонтальных и вертикальных форм. В 1984 году появилось «Древо жизни», а в 1991 году вблизи «Гармонии» – «Ангел-хранитель».

Вряд ли кто-то из нынешних «обитателей» бульвара задумывается, какую идею хотел воплотить в жизнь Ильдар Ханов. Все мы привыкли к тому, что вдоль пешеходного тротуара расположены фонтаны, а в них находятся причудливые скульптуры. Несколько лет назад в ходе реконструкции бульварных площадей привели в порядок и памятники. Впрочем, дети успешно продолжают откалывать от скульптур куски цветной плитки.

Объекты
республиканского значения

Прогулявшись по бульвару, мы поняли, что дело осталось за малым – проведать памятники республиканского значения. На «ГАЗельке» добрались до Свято-Вознесенского – Боровецкого кафедрального собора, что в 50-м комплексе. Сначала на этом месте стояла деревянная церковь. Каменная трехпрестольная Вознесенская церковь начала строиться лишь в 1872 году на основе реконструкции храма 1828 года. Финансировал новое строительство елабужский купец Д. Стахеев. В годы Советской власти храм был разрушен, служить в нем перестали примерно в 1937 году. Работы по восстановлению храма начались только в 1989 году. В ночь на Рождество в 1990-м году после многолетнего перерыва состоялось первое богослужение. Десятилетия запустения и реконструкция довольно сильно изменили первоначальный облик храма.

Несмотря на то, что Боровецкая церковь – одно из любимых мест православных жителей Автозаводского района, средств на то, чтобы придать ей должный вид, у республики не находится. Кое-где на куполах, ограждениях и стенах видны белые заплатки.

Не в самом лучшем состоянии находится и церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на остановке «Орловка». Этот действующий однопрестольный православный храм построен в 1954-59 годах на средства купца И. Стахеева на месте сгоревшей деревянной церкви XVIII века. Надо сказать, что церковь чудом удалось спасти от сноса, ведь по плану через нее проходила магистральная дорога. Ради сохранения храма в рабочие чертежи внесли поправки. Архитектурный облик и планировка храма соответствуют традиционной сельской церкви в «русском стиле» 1860-х годов. Сейчас вокруг храма образован своеобразный ансамбль с часовней и другими постройками, обнесенный оградой с арочным входом. Порядок в Орловской церкви поддерживается ее служителями.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*