ЧЕМ ПОРАЗИЛ ИЗРАИЛЬ НАШИХ ВРАЧЕЙ

Untitled Document

Одиннадцать челнинских врачей вернулись недавно из Израиля, где перенимали опыт коллег по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
Сегодня с читателями «Недели» своими впечатлениями от увиденного делится главный врач горбольницы №2
Азат Фатхетдинов.

 

 

– Азат Адгатович, что больше всего удивило вас в системе здравоохранения Израиля?


– Поразило отношение государства и общества к медицине. Мы посетили три из 30 больниц Израиля. 11 из них – это государственные крупные центры высокотехнологичной медицины. На 700 тысяч населения приходится один такой центр. Все они оснащены по последнему слову техники. Врач может провести необходимые обследования, диагностику, лабораторные исследования, не выходя за пределы своей больницы.

Здесь же пациент может получить консультации всех специалистов, потому что все они работают сконцентрированно, в одном месте. Четко прослеживается логистика движения пациентов. Нет необходимости ходить по коридорам и узнавать, как и куда идти, чтобы попасть к нужному врачу. Все четко расписано, все направлено на то, чтобы максимально быстро и эффективно оказать человеку медицинскую помощь. К слову, если покупка современного оборудования затруднена нехваткой финансов, то логистику движения больных каждый руководитель может внедрить в своем учреждении уже сегодня без особых проблем.

В каждой израильской больнице есть своя амбулаторная и стационарная часть. Это помимо 1300 поликлиник, разбросанных по всей территории Израиля. На одну поликлинику приходится в среднем 5-6 тысяч населения. Но это не такие поликлиники, как у нас, а по сути это офисы врача общей практики, или, как называют в Израиле, семейного врача. К каждому из них прикрепляются 1500 человек. И по программе госгарантий этот врач четыре раза в год приглашает на прием тех, кто нуждается в диспансерном наблюдении, а остальных – по мере необходимости.

 

– Чем отличается система финансирования здравоохранения от нашей?

– Структура оказания медицинской помощи состоит из государственных, частных лечебных учреждений и поликлиник больничных касс. Их четыре, и люди могут свободно перейти из одной в другую. Зарплата врачей, медсестер, объем работ, набор оказываемых услуг населению везде одинаковы. Как нас заверили, 100% израильтян застрахованы. Даже те, кто получает пособие по состоянию здоровья или безработице, обязательно перечисляет 80 шекелей в страховую компанию. То есть у нас страховые взносы платит работодатель, а там каждый за себя – 4,8% от дохода. 8% внутреннего валового продукта Израиля направляется на здравоохранение, у нас – 2-3%.

Кроме того, в Израиле сильно развито меценатство, очень многие помогают больницам. Мы, например, видели целое отделение гастроэнтерологии, построенное за счет спонсора. Оно обеспечено всем необходимым, на что потребовалось 1,5 млн. долларов. Богатые евреи, живущие в других странах, считают своим долгом помочь родной стране.

Еще необходимо отметить, что в Израиле хорошо развит лечебный туризм. Очень много туристов из других стран приезжают на Землю обетованную именно на лечение. Каждая больница имеет свою столовую, кафе, гостиницу, одним словом, сервис, соответствующий мировым стандартам.


– А правда, что «Скорая помощь» в Израиле платная?

 

– Правда. «Скорая помощь» у них не государственная, а частная. Пациент оплачивает ее услуги в любом случае. Вернее, если больного в течение суток не госпитализировали, то услуги «Скорой» оплачивает он сам, а при госпитализации свои расходы он может возместить через больничную кассу. Поэтому израильтяне не вызывают «Скорую» по каждому случаю.

Израильтянину нет необходимости ходить по коридорам
и узнавать, как попасть к нужному врачу

Вообще, в Израиле действует принцип, что каждый гражданин ответственен за свое здоровье. За него не отвечают ни государство, ни медики, только он сам. Поэтому люди стараются получить все, что предложено программой госгарантий, в которую включены почти все услуги. Кроме того, 80% населения страхуется добровольно сверх госгарантий, но пользуются этими дополнительными услугами лишь единицы. Таким образом они поддерживают собственную медицину.

 

– Если не ошибаемся, средняя продолжительность жизни в Израиле – одна из самых высоких в мире…

– Да, выше 80 лет. Причем как у женщин, так и у мужчин. А у нас, к сожалению, разница продолжительности жизни между мужчинами и женщинами достигает 14 лет. Среднее пребывание пациента в израильской больнице – 4 койко-дня, у нас – 11. Но сравнивать нас с ними абсолютно некорректно. Нельзя утверждать, что у нас врачи хуже. Одну треть жителей Израиля составляют наши бывшие соотечественники, которые переехали туда из стран бывшего СССР. В том числе они работают и медиками, и руководителями лечебных учреждений. Но ведь условия работы отличаются в десятки раз! Если бы мы имели такие же условия, то, думаю, работали бы не хуже.

Кстати, израильские врачи получают сертификат пожизненно. В то же время все в Израиле знают, что по средам после обеда медики не проводят прием, потому что они в это время учатся, повышают квалификацию. Система так выстроена, что если врач хочет работать по своей профессии, оставаться востребованным, то должен повышать квалификацию.

 

Наши люди
на Земле
обетованной

 

– Азат Адгатович, вы нашли различия между израильскими и российскими пациентами, или больной – он и в Израиле больной?

 

Очередей
в израильских больницах нет

– В России у людей очень специфическое понимание о здоровье. Как обычно говорят? «Такой здоровый мужик был, столько пил, никогда не пьянел, ни разу в больнице не был и вдруг умер!» То есть, если ты не был в больнице, значит, здоровый, а если сходил пару раз в поликлинику – значит, больной. А вот последние-то как раз и живут дольше, слава богу, потому что вовремя выявляются те или иные заболевания.

Вы посмотрите, у нас ведь с мая по октябрь поликлиники практически пустуют. Люди думают: вот дачный сезон закончится, тогда и схожу в поликлинику. А доживет он до осени – это уже другой вопрос. А потом с октября по апрель надо «пропустить» годовую нагрузку, поэтому все поликлиники полны народа.

Советская медицина в 70-е годы прошлого века была профилактически направленной. Этот опыт переняли многие страны. В кризисные годы мы стали только болезни лечить, о профосмотрах и диспансеризации забыли. Последние лет пять появилось понимание того, что профилактика необходима. А ведь в 90-х годах мы никак не могли уговорить руководителей предприятий, чтобы они провели профосмотр своих работников. Даже тех, кто работает во вредных условиях! Один «КАМАЗ» работал в этом направлении. Сегодня приходит понимание того, что трудовые ресурсы – это самое большое богатство предприятия.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. живу уже почти десять лет в Израиле, не дай бог вам такую медицину!!!!!!!!!!!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*