ПЕТР ВЕЛЬЯМИНОВ: «ПРОВИНЦИЯ – ЭТО МОЯ ШКОЛА»

Untitled Document

В минувшее воскресенье на 83-м году жизни скончался замечательный артист Петр Вельяминов. Многие зрители искренне полюбили его за такие работы в кино, как председатель колхоза Захар Большаков в картине «Тени исчезают в полдень», Поликарп Кружилин в телефильме «Вечный зов», капитан подлодки Строгов в фильме «Командир счастливой «Щуки», капитан торгового судна в приключенческой ленте «Пираты XX века». Всего в творческом багаже актера 70 киноролей. Основой материала «Недели» о Петре Вельяминове стало его интервью нашему корреспонденту Сергею Кочневу
в сентябре 2004 года.

 

– Петр Сергеевич, много у вас сейчас работы как в кино, так и в театре?

– На киносъемках я не сильно занят – последний раз снимался в картине «Игра без правил» и, видимо, пока мое присутствие не требуется. Зато активно работаю в театре, а также в институте, где возглавляю театральную мастерскую моего имени, являюсь деканом. Это дело движется, хотя обязанность очень трудоемкая.

– Основной ваш зритель все-таки любитель кино, особенно таких картин, как тот же «Вечный зов». Почему в нашей стране так любят этот фильм, несмотря на четкую идеологическую линию в романе Иванова?

– Фильм получился удачным в первую очередь из-за актерских работ – Ивана Лапикова, Вадима Спиридонова, Николая Иванова, Ады Роговцевой, Ефима Копеляна, безвременно ушедшего из жизни во время съемок. Это были профессионалы высшего разряда! Интересной была режиссура, обстановка – творческой, потому что всем нравились основы драматургии романа Иванова, который охватывал большой период. Мы старались, и, слава Богу, это удалось, потому что, начиная такую огромную работу в сложных командировках, трудно было предположить, что фильм будет пользоваться таким успехом.


– По прошествии стольких лет после исполнения ролей Большакова и Кружилина не думали, что они были самыми масштабными для вас?

– Мне трудно судить, потому что я смотрю изнутри. Эти работы были для меня интересными, но сказать, что были масштабными, наверное, будет не совсем точно. В свое время я получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Ереване и на международном фестивале в Югославии за роль генерала-эсера Муравьева (фильм 1977 года «Пыль под солнцем» – С. К.), и я считаю ее лучшей работой.


– А ведь к тому времени вы поработали аж в 12 театрах страны! Где больше всего играли?

– У меня бывало по 12 премьер в год! Играл в «Мещанах», «Ночи ошибок», «Варшавской мелодии» – ролей было много, и они требовали огромного напряжения. Но я ведь и любил своих героев, они мне нравились.


– Поскольку тема Великой Отечественной близка как актеру и вам, хочется спросить: как отозвались о вашей работе в «Командире счастливой «Щуки» настоящие подводники?

– Они хорошо отзывались о фильме, говорили, что я настоящий командир, что они воспитывались на этой картине, которая рассказывает о трудной для них профессии моряка-подводника.


– Не ошибусь, если предположу, что мимо подводной темы в кино вы не проходите?

– Во всяком случае, мне это любопытно, потому что с моряками меня связывают крепкие дружественные узы, особенно с подводниками, и я очень это ценю. Теперь я ветеран подводного флота – меня туда приняли, и по своему внутреннему человеческому статусу я ощущаю это.

 

Кадр
из фильма
«Вечный зов»

– «Командир счастливой «Щуки» – ваша вторая роль после дебюта у Краснопольского и Ускова в фильме «Тени исчезают в полдень». А они ведь продолжают снимать кинокартины…

– Да, и причем очень удачные.


– Но вас почему-то не зовут!

– Мы встречались, но приглашения не было, хотя в разговоре такая возможность упоминалась.


– Вы давно живете в Петербурге?

– Так сложились мои личные обстоятельства. Десять лет я работаю в театре комедии имени Акимова, а живу здесь 12 лет. Первый раз был в Петербурге в 1936 году – мой дядя, погибший в блокаду, был завучем школы №11 на улице Скороходова, преподавал русский язык и литературу, а мы у него гостили. Здесь учился мой отец, в Александро-Невской лавре похоронен мой дед, поэтому с Петербургом меня связывают родственные узы.


– А как же Москва?

– Я родился в Москве, но, проработав всю жизнь в провинциальных театрах, считаю, что я провинциальный артист. Провинция – это моя школа, которая отсутствует как заведение, но дает настрой. А с Петербургом меня связывают удивительные нити, это необыкновенный город. Сколько я ни ездил по провинции, везде Петербург любят почтительной любовью, и, проживая здесь, я понимаю, что петербургскую интеллигенцию недостаточно оценивают. В первую очередь ее влияние, которое она оказывает как какой-то третейский судья своим мнением на все процессы, которые происходят в стране, искусстве, науке и так далее.


– Как оцениваете работу таких молодых актеров, как Машков, Миронов, Безруков и Хабенский?

– Они составляют приятную когорту молодых артистов, которым удалось в своих работах показать нечто большее, что лежит в основе материала и требований. А ведь многое делается по причинам, не зависящим от режиссеров и актеров, в другом темпе. Сериалы снимаются в удивительно короткий срок и предъявлять к ним претензии, как к актерам того же МХАТа, трудно. Но это издержки времени, и мы двигаемся в кинематографе все быстрее. Это печально, поскольку теряется качество, но это вина не режиссера, это характер отношений с работодателями, с людьми, которые оплачивают фильм, и здесь свои тонкости.


– Значит, отныне главный на съемочной площадке продюсер, а не режиссер?

– Это влияние мирового, а конкретно – американского кинематографа, где продюсер играет главную роль в выборе фильма, его производстве и так далее. Конечно, это непривычная ситуация для российского кинематографа, который был на такой высоте, что все другие оставались позади, и неслучайно, что первую строку в антологии лучших мировых фильмов занимает наш «Броненосец «Потемкин».

 

10 ЛЕТ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕПИСКИ
31 марта 1943 года Петра Вельяминова – 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, – арестовали. По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» он был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, который поставлял рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под бараки. Его определили в бригаду малолеток-уголовников, занимавшуюся изготовлением ящиков для снарядов.
Петр Сергеевич считает, что выжил он благодаря характеру и какому-то внутреннему протесту. К тому же в самые тяжелые дни рядом с ним находились добрые люди, которые помогали ему остаться в живых. Случай то был или вмешательство судьбы, но его узнала и помогла буквально встать на ноги начальница лазарета, с дочерью которой он учился в московской школе.
На самодеятельном концерте, приуроченном к одному из государственных праздников, Петр прочитал отрывок из «Евгения Онегина», который помнил еще со школы. Выступление понравилось, и вскоре к нему подошел Виктор Пржездецкий – руководитель джазового ансамбля и одновременно небольшого театрального коллектива, состоявшего из бывших заключенных. Он попросил Вельяминова что-нибудь прочесть (Петр выбрал «Стихи о советском паспорте») и с ходу предложил одну из главных ролей в инсценировке своего эссе, делится peoples.ru.
С этой постановкой, имевшей большой успех, Петр «гастролировал» в 12 лагпунктах. Так в культурно-воспитательной части ГУЛАГа началась его театральная карьера. Следующей удачей стала роль в спектакле по пьесе Симонова «Русский вопрос», где Вельяминов сыграл сенатора Макферсона. Сценическое мастерство начинающего актера оценили не только зрители, но и руководство колонии, от щедрот «скинувшее» ему и художественному руководителю по 193 рабочих дня. Вскоре Петра Вельяминова перебросили на строительство Куйбышевской ГЭС. Из джаза его уволили как отбывающего наказание по политической статье. Но жизнь продолжалась, и в апреле 1952 года – ровно 9 лет и 9 дней спустя – он был выпущен на свободу.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*