В минувшее воскресенье на 83-м году жизни скончался замечательный артист Петр Вельяминов. Многие зрители искренне полюбили его за такие работы в кино, как председатель колхоза Захар Большаков в картине «Тени исчезают в полдень», Поликарп Кружилин в телефильме «Вечный зов», капитан подлодки Строгов в фильме «Командир счастливой «Щуки», капитан торгового судна в приключенческой ленте «Пираты XX века». Всего в творческом багаже актера 70 киноролей. Основой материала «Недели» о Петре Вельяминове стало его интервью нашему корреспонденту Сергею Кочневу в сентябре 2004 года. |
||
– Петр Сергеевич, много у вас сейчас работы как в кино, так и в театре?
– Основной ваш зритель все-таки любитель кино, особенно таких картин, как тот же «Вечный зов». Почему в нашей стране так любят этот фильм, несмотря на четкую идеологическую линию в романе Иванова? – Фильм получился удачным в первую очередь из-за актерских работ – Ивана Лапикова, Вадима Спиридонова, Николая Иванова, Ады Роговцевой, Ефима Копеляна, безвременно ушедшего из жизни во время съемок. Это были профессионалы высшего разряда! Интересной была режиссура, обстановка – творческой, потому что всем нравились основы драматургии романа Иванова, который охватывал большой период. Мы старались, и, слава Богу, это удалось, потому что, начиная такую огромную работу в сложных командировках, трудно было предположить, что фильм будет пользоваться таким успехом.
– Мне трудно судить, потому что я смотрю изнутри. Эти работы были для меня интересными, но сказать, что были масштабными, наверное, будет не совсем точно. В свое время я получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Ереване и на международном фестивале в Югославии за роль генерала-эсера Муравьева (фильм 1977 года «Пыль под солнцем» – С. К.), и я считаю ее лучшей работой.
– У меня бывало по 12 премьер в год! Играл в «Мещанах», «Ночи ошибок», «Варшавской мелодии» – ролей было много, и они требовали огромного напряжения. Но я ведь и любил своих героев, они мне нравились.
– Они хорошо отзывались о фильме, говорили, что я настоящий командир, что они воспитывались на этой картине, которая рассказывает о трудной для них профессии моряка-подводника.
– Во всяком случае, мне это любопытно, потому что с моряками меня связывают крепкие дружественные узы, особенно с подводниками, и я очень это ценю. Теперь я ветеран подводного флота – меня туда приняли, и по своему внутреннему человеческому статусу я ощущаю это. |
||
|
||
Кадр
из фильма «Вечный зов» |
||
– «Командир счастливой «Щуки» – ваша вторая роль после дебюта у Краснопольского и Ускова в фильме «Тени исчезают в полдень». А они ведь продолжают снимать кинокартины… – Да, и причем очень удачные.
– Мы встречались, но приглашения не было, хотя в разговоре такая возможность упоминалась.
– Так сложились мои личные обстоятельства. Десять лет я работаю в театре комедии имени Акимова, а живу здесь 12 лет. Первый раз был в Петербурге в 1936 году – мой дядя, погибший в блокаду, был завучем школы №11 на улице Скороходова, преподавал русский язык и литературу, а мы у него гостили. Здесь учился мой отец, в Александро-Невской лавре похоронен мой дед, поэтому с Петербургом меня связывают родственные узы.
– Я родился в Москве, но, проработав всю жизнь в провинциальных театрах, считаю, что я провинциальный артист. Провинция – это моя школа, которая отсутствует как заведение, но дает настрой. А с Петербургом меня связывают удивительные нити, это необыкновенный город. Сколько я ни ездил по провинции, везде Петербург любят почтительной любовью, и, проживая здесь, я понимаю, что петербургскую интеллигенцию недостаточно оценивают. В первую очередь ее влияние, которое она оказывает как какой-то третейский судья своим мнением на все процессы, которые происходят в стране, искусстве, науке и так далее.
– Они составляют приятную когорту молодых артистов, которым удалось в своих работах показать нечто большее, что лежит в основе материала и требований. А ведь многое делается по причинам, не зависящим от режиссеров и актеров, в другом темпе. Сериалы снимаются в удивительно короткий срок и предъявлять к ним претензии, как к актерам того же МХАТа, трудно. Но это издержки времени, и мы двигаемся в кинематографе все быстрее. Это печально, поскольку теряется качество, но это вина не режиссера, это характер отношений с работодателями, с людьми, которые оплачивают фильм, и здесь свои тонкости.
– Это влияние мирового, а конкретно – американского кинематографа, где продюсер играет главную роль в выборе фильма, его производстве и так далее. Конечно, это непривычная ситуация для российского кинематографа, который был на такой высоте, что все другие оставались позади, и неслучайно, что первую строку в антологии лучших мировых фильмов занимает наш «Броненосец «Потемкин». |
||
|