Любая реформа, затеянная в области жилищно-коммунального хозяйства, наверное, просто обречена воплощаться в муках и со скрежетом зубовным, причем как для ее авторов, так и для тысяч и тысяч людей, которых она касается. |
|
«На ГРЦ – не только процедуры расчетов за ЖКУ,
но и мониторинг жилфонда, миграции населения, соцзащиты» |
Вот и тихая поначалу ликвидация Единого расчетного центра в Казани вызвала в итоге немалый переполох: теперь жители столицы будут расплачиваться за жилищно-коммунальные услуги непосредственно с управляющими компаниями. Одних горожан встревожило то, что управляющие компании – структуры и так весьма и весьма не прозрачные – отныне будут всецело распоряжаться их деньгами. Других – что на смену раз установившейся приходит новая система расчетов за ЖКУ и какой она будет – пока непонятно. Третьих – что реформу в столь болезненной отрасли, как ЖКХ, ввели, вновь ни с кем не посоветовавшись. О том, может ли пример Казани оказаться заразительным для Набережных Челнов, а также об особенностях новой системы расчетов, с которыми казанцам, скорее всего, предстоит познакомиться в ближайшем будущем, «Неделя» расспросила директора Городского расчетного центра (аналога ЕРЦ в Челнах) Владимира Фадеева.
– Ликвидацию ЕРЦ в Казани трудно комментировать. Инициаторы ссылаются на оптимизацию и необходимость реформирования системы ЖКХ, а также на федеральный закон. Вероятно, они имеют в виду статью 155 Жилищного кодекса, согласно которой между управляющими компаниями и собственниками не должно быть посредников. Но если так жестко трактовать закон, то в системе расчетов не должны участвовать не только расчетные центры, но и банки, и почта! Что ж, об истинных причинах ликвидации ЕРЦ в Казани знают только учредители. Вместо ликвидированного ЕРЦ в Казани, скорее всего, создадут 5-10 расчетных центров в составе управляющих компаний (или каждая из них и ТСЖ будет иметь свой расчетный центр). Однако передача помещений, компьютеров, программного продукта не пройдет гладко. Это обязательно приведет к потере части информационной базы по начислениям, платежам, дебиторской задолженности, поквартирных карточек, архивных данных. |
Любая организация при ликвидации не заинтересована в передаче полной и достоверной информации, а также исправной техники. Все это создаст дополнительные неудобства населению, управляющим компаниям и поставщикам услуг. К тому же жители лишатся возможности пользоваться Интернет-сайтом ЕРЦ.
– Как раз наоборот: модель и структуру ЕРЦ, созданного в 2006 году, Казань переняла от нас. Не думаю, что ликвидация Центра послужит хорошим примером для других. Во многих небольших городах республики подобные организации созданы в составе управляющих компаний. А ГРЦ Набережных Челнов – это самостоятельное предприятие, нашими учредителями являются сами поставщики ЖКУ. Действующая у нас система «единого окна», прозрачность начислений, сбора и распределения платежей населения отвечают их требованиям, и вряд ли в ближайшее время они решат ликвидировать ГРЦ. Кроме этого, в существовании ГРЦ заинтересованы и органы власти, потому что на нас – не только процедуры расчетов за ЖКУ, но и мониторинг жилфонда, миграции населения, соцзащиты. Уже сейчас очевидно: как бы далеко ни зашла коммерциализация ЖКХ, многие хозяй-ственные вопросы останутся в ведении местной и региональной администрации. Вообще же, практика работы управляющих компаний и ТСЖ в крупных российских городах показывает, что в части начисления платы за ЖКУ, печати счетов-квитанций и подготовки отчетности оптимальным вариантом по затратам, надежности и оперативности является так называемый «аутсорсинг» – когда для перечисленных выше работ привлекается профессиональная фирма. Благодаря тому, что она работает в масштабах всего города, стоимость расчетных услуг для каждого поставщика может быть существенно ниже, чем его расходы на самостоятельную поддержку абонентской базы, ведение расчетов и прием платежей. Иногда говорят о монополизации рынка услуг, оказываемых расчетным центром. Но, по сути, это такая же подрядная организация! Можно создать 2, 5, 10 РЦ – стандартизация в системе ЖКХ еще не достигла того уровня, когда, купив программу в виде коробки с дискетами, можно было бы выполнять работы, аналогичные выполняемым расчетными центрами.
– Во-первых, ни управляющие компании, ни поставщики услуг не могут предоставить жителям информацию, к примеру, о состоянии их лицевого счета в режиме реального времени. Организовать это можно, но это неизбежно приведет к удорожанию услуг, а иначе за счет чего управляющие компании будут проводить у себя оптико-волокно?
Во-вторых, с переходом на новую систему начисления платежей управляющие компании столкнутся и с расходами на организацию самого процесса начислений и сбора платежей. Несмотря на кризис, найти специалистов в области информационных технологий со знанием специфики ЖКХ будет затруднительно. В-четвертых, расходы управляющих компаний на обслуживание одного лицевого счета всегда будут выше – расчетные центры ведь нужно содержать. Эти траты, скорее всего, будут возмещаться за счет обслуживания и ремонта жилья, качества предоставляемых коммунальных услуг – то есть в конечном итоге за счет квартиросъемщиков. |