ТАТЬЯНА ЛИОЗНОВА: «ШТИРЛИЦ ВЕЛ СЕБЯ КАК СОЛДАТ»

Untitled Document

20 июля 85-летний юбилей отмечает кинорежиссер Татьяна Лиознова – практически первая в нашем кино женщина, доказавшая, что режиссер не только мужская профессия. Ее знаменитые фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» давно стали классикой российского кино.

 

Более 20 лет Татьяна Лиознова не снимает кинокартин, а в последнее время частыми стали, к сожалению, и проблемы со здоровьем. Однако в интервью «Неделе» Татьяна Михайловна отказать не могла, поскольку с теплотой вспоминает свои поездки в Татарстан и испытывает искреннее уважение к руковод-ству республики.

Я играла Семку Буденного!

– Татьяна Михайловна, интересно узнать, что стало вашим первым шагом к режиссерской профессии?

«Сейчас труд и достоинство исчезли с нашего экрана –
на смену им пришли жестокость и пошлость»

– Еще в школе я создала театральный кружок, где поставила свои первые спектакли. А все началось в пионерском лагере, куда к нам приезжали с концертами артисты – один из них был актером Малого театра. Я подошла к нему и сказала, что мы с ребятами очень хотим открыть в школе драмкружок, и смогла убедить его в том, чтобы он пришел и помог нам. Он действительно пришел, причем со своим коллегой, и мы сделали с ними свой первый спектакль про дет-ство маршала Семена Буденного. Кстати, я играла там именно Семку Буденного!

– Еще в школе я создала театральный кружок, где поставила свои первые спектакли. А все началось в пионерском лагере, куда к нам приезжали с концертами артисты – один из них был актером Малого театра. Я подошла к нему и сказала, что мы с ребятами очень хотим открыть в школе драмкружок, и смогла убедить его в том, чтобы он пришел и помог нам. Он действительно пришел, причем со своим коллегой, и мы сделали с ними свой первый спектакль про дет-ство маршала Семена Буденного. Кстати, я играла там именно Семку Буденного!

– Какие герои вызывали у вас интерес?

– Люди долга. Всех моих героев объединяет одно качество – это чувство долга, и каждый из них доводит свое дело до конца.

– Какую литературу вы любите? Что хотели экранизировать из любимых авторов?

– Это Лев Толстой, Голсуорси, Пушкин, Блок и Ахматова – самые дорогие моему сердцу поэты и писатели. Я очень хотела поставить «Сережу» Веры Пановой и кое-что из Толстого.

 

Фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Три тополя на Плющихе» стали классикой нашего кино

 

Мои актеры

 

– Еще до съемок фильма «Три тополя на Плющихе» вы были знакомы с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым. Как вам удалось пригласить этих двух гениальных актеров в свой фильм, ставший классикой советского кино?

– В журнале «Неделя» был напечатан рассказ «Три тополя на Полянке», и редакция предложила автору сделать сценарий для режиссера Лиозновой. Но Александр Борщаговский, автор сценария, ответил: «Все, что я знал, я написал, мне больше нечего сказать». А рассказ был очень маленьким и помещался на одной странице тонкого журнала, но я сказала: «Не беспокойтесь, я знаю эту женщину», то есть главную героиню, и знаю, как о ней рассказать.

– Как вам работалось с парой Доронина-Ефремов?

– Очень легко.

– Часто ли вы бывали в их театрах?

– У Дорониной не была, а вот у Ефремова смотрела все спектакли.

– Скажите, кто был именно вашим актером? С кем вы были, как говорится, на одной волне?

– Мне со всеми актерами работалось легко – они всегда принимали новые поправки и новые решения. Моими же актерами были Куравлев, потом Янковский, хотя сыграл он у меня лишь в одном фильме – «Мы, нижеподписавшиеся», но сыграл прекрасно! Я хотела снять его и в картине «Конец света с последующим симпозиумом», но он был занят. Мой актер и Ефремов, но, к сожалению, после ленты «Три тополя на Плющихе» он у меня не снимался. Моей актрисой была и Ирина Муравьева, снявшаяся в картинах «Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся». Муравьева вообще очень колоритная актриса, в которой я оценила готовность к импровизации и собиралась снимать ее дальше.

 

 

Сама выбрала
эту тему

– Татьяна Михайловна, почему именно вам в начале 70-х поручили взяться за фильм «Семнадцать мгновений весны», тему разведки, которая близка в первую очередь мужчинам?

– Мне никто не поручал – я сама выбрала эту тему. И во многом сама заново переписала сценарий, добавила несколько тем и персонажей, написала несколько сцен, которые давали возможность сделать этот фильм более человеческим. Это, например, сцена прогулки Штирлица по лесу с фрау Заубих, кроме того, я написала сцену встречи с женой.

– Что было самым важным в работе над этой картиной?

– Это фильм не столько о разведчике, сколько о поведении людей на войне. Штирлиц ведет себя как солдат мысли и духа, и как солдат на передовой, на фронте Великой Отечественной, он обнаруживает и разоблачает предательство наших союзников.

– После «Семнадцати мгновений» хотелось снять фильм о войне? И почему, кстати, вы ничего не снимали семь лет – с 1973 по 1980 год?

– Я искала близкий мне сценарий и в то же время просмотрела километры лент военной хроники. В начале 80-х у меня родилась идея снять фильм про наш ледокол «Микоян», который во время войны убегал от немецкой и итальянской погони в водах Черного и Средиземного морей, а затем через Атлантический океан возвращался в Советский Союз, чтобы уже воевать с немцами на Северном флоте. Фактически для команды корабля это было опасное кругосветное путешествие. Но картину не удалось снять из-за проблем с финансированием.

– Ваши картины прославились еще и потрясающими песнями…

– Музыка играет очень важную роль, и я не представляю фильм без музыкального сопровождения. И, конечно, это требует своей драматургии.

– А какие фильмы вы смотрите сейчас, довольны ли развитием современного кинематографа?

– Те картины, которые я видела, несопоставимы с советскими фильмами, лучшие из которых проповедовали то, что порядочность и труд – это главное достояние человека, причем проповедовали это лучшими средствами русской литературы. Считалось, что картина должна вызывать добрые чувства, радость общения с людьми, которые находятся на экране. Сейчас же труд и достоинство исчезли с нашего экрана – на смену им пришли жестокость и пошлость. А так как советские режиссеры понимали все тонкости человеческой натуры, психологию героев и значение интонации, их герои были очень достойными людьми.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*