20 июля 85-летний юбилей отмечает кинорежиссер Татьяна Лиознова – практически первая в нашем кино женщина, доказавшая, что режиссер не только мужская профессия. Ее знаменитые фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» давно стали классикой российского кино. | ||
Более 20 лет Татьяна Лиознова не снимает кинокартин, а в последнее время частыми стали, к сожалению, и проблемы со здоровьем. Однако в интервью «Неделе» Татьяна Михайловна отказать не могла, поскольку с теплотой вспоминает свои поездки в Татарстан и испытывает искреннее уважение к руковод-ству республики. Я играла Семку Буденного! – Татьяна Михайловна, интересно узнать, что стало вашим первым шагом к режиссерской профессии?
– Еще в школе я создала театральный кружок, где поставила свои первые спектакли. А все началось в пионерском лагере, куда к нам приезжали с концертами артисты – один из них был актером Малого театра. Я подошла к нему и сказала, что мы с ребятами очень хотим открыть в школе драмкружок, и смогла убедить его в том, чтобы он пришел и помог нам. Он действительно пришел, причем со своим коллегой, и мы сделали с ними свой первый спектакль про дет-ство маршала Семена Буденного. Кстати, я играла там именно Семку Буденного! – Какие герои вызывали у вас интерес? – Люди долга. Всех моих героев объединяет одно качество – это чувство долга, и каждый из них доводит свое дело до конца. – Какую литературу вы любите? Что хотели экранизировать из любимых авторов? – Это Лев Толстой, Голсуорси, Пушкин, Блок и Ахматова – самые дорогие моему сердцу поэты и писатели. Я очень хотела поставить «Сережу» Веры Пановой и кое-что из Толстого. |
||
|
||
Фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Три тополя на Плющихе» стали классикой нашего кино
|
||
Мои актеры |
||
– Еще до съемок фильма «Три тополя на Плющихе» вы были знакомы с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым. Как вам удалось пригласить этих двух гениальных актеров в свой фильм, ставший классикой советского кино? – В журнале «Неделя» был напечатан рассказ «Три тополя на Полянке», и редакция предложила автору сделать сценарий для режиссера Лиозновой. Но Александр Борщаговский, автор сценария, ответил: «Все, что я знал, я написал, мне больше нечего сказать». А рассказ был очень маленьким и помещался на одной странице тонкого журнала, но я сказала: «Не беспокойтесь, я знаю эту женщину», то есть главную героиню, и знаю, как о ней рассказать. – Как вам работалось с парой Доронина-Ефремов? – Очень легко. – Часто ли вы бывали в их театрах? – У Дорониной не была, а вот у Ефремова смотрела все спектакли. – Скажите, кто был именно вашим актером? С кем вы были, как говорится, на одной волне? – Мне со всеми актерами работалось легко – они всегда принимали новые поправки и новые решения. Моими же актерами были Куравлев, потом Янковский, хотя сыграл он у меня лишь в одном фильме – «Мы, нижеподписавшиеся», но сыграл прекрасно! Я хотела снять его и в картине «Конец света с последующим симпозиумом», но он был занят. Мой актер и Ефремов, но, к сожалению, после ленты «Три тополя на Плющихе» он у меня не снимался. Моей актрисой была и Ирина Муравьева, снявшаяся в картинах «Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся». Муравьева вообще очень колоритная актриса, в которой я оценила готовность к импровизации и собиралась снимать ее дальше. |
||
|
||
Сама выбрала – Татьяна Михайловна, почему именно вам в начале 70-х поручили взяться за фильм «Семнадцать мгновений весны», тему разведки, которая близка в первую очередь мужчинам? – Мне никто не поручал – я сама выбрала эту тему. И во многом сама заново переписала сценарий, добавила несколько тем и персонажей, написала несколько сцен, которые давали возможность сделать этот фильм более человеческим. Это, например, сцена прогулки Штирлица по лесу с фрау Заубих, кроме того, я написала сцену встречи с женой. – Что было самым важным в работе над этой картиной? – Это фильм не столько о разведчике, сколько о поведении людей на войне. Штирлиц ведет себя как солдат мысли и духа, и как солдат на передовой, на фронте Великой Отечественной, он обнаруживает и разоблачает предательство наших союзников. – После «Семнадцати мгновений» хотелось снять фильм о войне? И почему, кстати, вы ничего не снимали семь лет – с 1973 по 1980 год? – Я искала близкий мне сценарий и в то же время просмотрела километры лент военной хроники. В начале 80-х у меня родилась идея снять фильм про наш ледокол «Микоян», который во время войны убегал от немецкой и итальянской погони в водах Черного и Средиземного морей, а затем через Атлантический океан возвращался в Советский Союз, чтобы уже воевать с немцами на Северном флоте. Фактически для команды корабля это было опасное кругосветное путешествие. Но картину не удалось снять из-за проблем с финансированием. – Ваши картины прославились еще и потрясающими песнями… – Музыка играет очень важную роль, и я не представляю фильм без музыкального сопровождения. И, конечно, это требует своей драматургии. – А какие фильмы вы смотрите сейчас, довольны ли развитием современного кинематографа? – Те картины, которые я видела, несопоставимы с советскими фильмами, лучшие из которых проповедовали то, что порядочность и труд – это главное достояние человека, причем проповедовали это лучшими средствами русской литературы. Считалось, что картина должна вызывать добрые чувства, радость общения с людьми, которые находятся на экране. Сейчас же труд и достоинство исчезли с нашего экрана – на смену им пришли жестокость и пошлость. А так как советские режиссеры понимали все тонкости человеческой натуры, психологию героев и значение интонации, их герои были очень достойными людьми. |