Лето расцветило Набережные Челны новыми красками. Гуляя по городу или даже спеша по делам, мы с удовлетворением наблюдаем, как вздымаются ввысь тугие струи фонтанов, любуемся на великолепные цветники, умиляемся, глядя на детей, копошащихся в песочнице… Правда, к эстетическому удовольствию от созерцания городских красот у большинства из нас примешивается еще одно, прямо скажем, недоброе чувство. «Та-ак. Опять раскопки! – с досадой думаем мы, заметив очередной «клондайк» аккурат перед домом, на месте клумбы. – И куда только смотрит управление ЖКХ?..» | ||
|
||
А и правда: куда? На что делается акцент в плане городского благоустройства? Почему у нас так много земляных работ и под ковш экскаватора порой попадают цветники и «свежепроложенные» тротуары? Как найти управу на разгулявшихся «граффитчиков»? Ответы на эти и другие вопросы искали за «круглым столом» в «Челнинской неделе» представители исполкома и всех заинтересованных предприятий энергетики и ЖКХ. |
||
Благоустройство – это что? |
||
Заместитель руководителя исполкома Айрат Зайнуллин: |
||
Есть ли показатели оснащенности всем этим города? Есть. Например, в Набережных Челнах – около 800 детских площадок. Ими мы полностью – и даже с небольшим избытком – оснащены. Зато у нас дефицит площадок спортивных – укомплектованность ими составляет порядка 60%. В этом году мы собирались заняться ими вплотную. Увы, кризис помешал. Мы успели поставить только семь – по одной от каждой управляющей компании. Одна из лучших спортплощадок, кстати, – на территории «Ремжилстроя», с резиновым покрытием «Мастер-Файбер». Еще один немаловажный элемент благоустройства – воздушные линии. К хорошему быстро привыкаешь, и, конечно, горожане уже не обращают внимания, что небо над ними не расчерчено проводами. Зато в других городах эта «паутина» над светофорами еще как бросается в глаза! Набережные Челны не раз переживали тяжелые времена. Понятно, благоустройству тогда уделялось крайне мало внимания. В последние четыре-пять лет ситуация стала лучше. Свидетельство тому – отремонтированные дороги, цветники, появившиеся во всех комплексах (когда было такое, чтобы неподалеку от вашего дома устраивали «альпийскую горку»?!), фонтаны, установленные в среднем один на пять-шесть дворов… Генеральный директор ЗАО «Челныводоканал» Уел Хусаинов: – Здесь я бы хотел немного возразить. Благоустройством города мы начали заниматься не несколько лет назад, а с первых лет строительства «КАМАЗа». По мере возможностей, конечно. Помню, когда на проспектах и улицах впервые начали высаживать клумбы, ночью кое-кто выкапывал тюльпаны, розы, георгины. А однажды, в 1988 году, перед ДК «Энергетик» за одну ночь срезали две тысячи тюльпанов! Сейчас – этого нет. А знаете, в чем особенность челнинского благоустройства? В том, что у нас во дворах не менее красиво и чисто, чем на центральных проспектах. Ведь как обычно делается в крупных городах? Фасады главных улиц отреставрированы и радуют глаз, а зайдешь в любой двор – там черт знает что творится! |
||
|
||
«Что же мы творим?..»
|
||
Заместитель руководителя исполкома Айрат Зайнуллин: |
||
Очень горько от одного: многие жители города не уважают труд наших работников. Яркий тому пример – бульвар Энтузиастов, где гуляет молодежь. Если каждое утро с такого небольшого «пятачка» машина увозит до 600 килограммов мусора, – это же о чем-то говорит! Работники давно предлагают: «Давайте устроим показательную акцию: пару дней не уберем бульвар Энтузиастов!» Признаться, очень заманчивая идея: нужно, чтобы люди воочию увидели, что они творят. Просто пока мы не можем допустить, чтобы бычки, пачки сигарет, бутылки из-под пива оставались лежать на вторые сутки, а надо бы, наверное… Впрочем, есть и положительные примеры «перевоспитания» горожан. Еще два-три года назад на челнинских остановочных павильонах не было живого места – все обклеены объявлениями! В прошлом году мы установили там специальные доски, и могу сказать: 95% челнинцев поняли, что клеить свою печатную продукцию за пределами отведенного места – нельзя. Возможности наказать нарушителей у нас есть, благо все телефоны-адреса указаны в самих объявлениях. А с несколькими юридическими лицами мы судимся в арбитраже, и есть основания полагать, что исход будет в нашу пользу. В качестве компенсации ущерба мы предлагаем полную покраску остановок. Правда, на одном из заседаний судья поинтересовался: «А почему вы хотите, чтобы гражданин по-красил весь павильон, ведь он занял площадь 20х20?» Мы ответили: «Нет проблем. Только пусть он отдерет сначала свое объявление, хорошенько вычистит место под ним, а потом найдет именно такой же колер, как вся остановка, и подкрасит, чтобы не было заметно. Мы примем и такую работу, но обойдется она в ту же сумму, что и полное перекрашивание, – тысяч в 13-14…» Генеральный директор ЗАО «Челныводоканал» Уел Хусаинов: В самом слове «благоустройство» – благо, оно и звучит хорошо, и на душу ложится. Благоустройство должно быть не только на улицах и во дворах – оно должно быть в головах наших, в мозгах. А с этим у нас серьезные проблемы… |
||
Кому нужны «раскопки»? |
||
Генеральный директор ЗАО «Челныводоканал» Уел Хусаинов: – Благоустройство – это не только то, что «над» землей. Поскольку мы, «Челныводоканал», как кроты, – всегда под землей, хотелось бы сказать пару слов и на эту тему. Порой сверху мы сажаем цветник, кладем дорогую брусчатку, а внизу… ужас! Такая ситуация, например, у нас с одной уважаемой организацией: она построила объект, благоустроила территорию, но с нами-то ничего не согласовала! А под объектом – гнилая труба, которую мы должны отремонтировать. Конечно, мы теперь не будем целиком вскрывать этот участок – нам и нужен-то «пятачок», но даже к нему мы теперь не имеем доступа! Хороший пример у нас был, когда ремонтировали бульвар Энтузиастов. Несколько лет назад мы договорились с НЧТК и вели работы одновременно. Теперь, думаю, несколько десятков лет нам не придется заходить на эту территорию. Все по уму. В большинстве же случаев мы, образно выражаясь, на грязную шею надеваем свежую рубашку, да еще и галстук нацепить не забываем! Директор Набережночелнинских электрических сетей Анатолий Дылдин: – Проводя земляные работы, наши работники неизбежно нарушают благоустроенную территорию: мы вынуждены «вскрывать» тротуары, вторгаться в зеленый покров, ликвидировать клумбы. Но ведь надо понимать: один из основных элементов электрических сетей города Набережные Челны – это кабельные линии, которые проложены в земле. Да, летом жители недовольны: им не нравится, что территория рядом с их домом огорожена, идут ремонтные работы. Но вот вам пример: 6 января 2007 года начались сильные морозы – до минус 37 градусов. В результате без электроэнергии остался многоквартирный жилой дом. Все терпеливо ждали, когда в их квартирах появится свет. Так пусть профилактические работы спокойно пройдут летом, чтобы аварий не случалось зимой! На сегодня у нас 16 мест «раскопок», из них 8 – в Комсомольском районе (кстати, заметив, что повреждаемость в старой части города выше, чем в новой, мы разработали перспективную программу реконструкции распределительных сетей Комсомольского района, которую успешно реализуем). Удельная повреждаемость кабелей в Набережных Челнах – одна из самых низких в России, и копаем мы куда меньше, чем в любом другом городе. Поэтому мы болезненно реагируем на замечания в наш адрес. Уверяю вас: качество челнинских сетей – на очень высоком уровне. Лишние «раскопки» нам не нужны, и мы делаем все возможное, чтобы их было меньше. А ставить Элек-тросети в очередь по ордерам, на мой взгляд, – неразумно. Заместитель руководителя исполкома Айрат Зайнуллин: – Моя вина здесь в том, что я – замруководителя исполкома, который отвечает за надежность поставки всех коммунальных услуг, в том числе – и электроснабжение, а также – председатель ордерной комиссии, которого каждую неделю «бьют» за эти «раскопки»! Аварийные ордера мы выдаем без проблем, так как ситуация не терпит промедления. Но возникают вопросы по плановым работам. Когда я вижу, что у организации открыто 10 ордеров, я начинаю сомневаться, открывать ли 11-й?.. |
||
Директор ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» Юрий Кожарин: |
||
Мы хорошо поговорили про клумбы, бордюры, газоны, но давайте выйдем на несколько иное понимание – посмотрим не на день сегодняшний, а на три-пять лет вперед. У нас никогда не будет нормального благоустройства, пока мы не отдадим приоритет полноценной замене коммуникаций – когда, заменив трубу, мы будем четко знать, что еще 20 лет на это место не придем. Я не совсем понимаю разговоров: мол, нужно в авральном порядке строить тротуар, потому что деньги пришли, и их надо освоить. Вот проложили хорошую, дорогую брусчатку по проспекту Чулман. Но я вам ясно говорю: под ней же – теплосеть, которую через два-три года мы придем менять. И «вскроем» добротный тротуар! Или взять перекресток Московского проспекта с проспектом Яшьлек. Нас все напрягали: замените да замените кусок трубы. Ну, заменили мы этот кусок. Но ведь там в следующем году на замену под асфальтом пойдет уже весь тепловод! Да, надо осваивать федеральные деньги, но планы-то не увязаны! Это же огромные затраты! И на кого они лягут – вы все прекрасно знаете: у нас один плательщик – житель города. Заместитель руководителя исполкома Айрат Зайнуллин: – Вы правильно ставите вопрос. Но вы на 2010 год можете спокойно формировать свой бюджет, потому что вы знаете, какая сумма у вас будет. А мы – не знаем. Придут в город федеральные деньги или не придут? Будем мы тротуары делать или не будем? Директор ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» Юрий Кожарин: – Но ведь эти средства приходят не вслепую: город подает на них заявку, расписывает, что и на какую сумму будет делать. Вы же все равно примерно знаете, сколько выделит федеральный или республиканский бюджет! Нам нужен рабочий орган в городе, который бы, во-первых, координировал вопросы замены, во-вторых, увязывал строительство с нашими работами и благоустройством и, в-третьих, согласовывал действия наших предприятий. Чтобы мы дей-ствовали комплексно: к примеру, пришли к одному дому «НЧТК», «НчЭС» и «Челныводоканал», раскопали бы и одновременно провели свои работы. Бич нашей системы – аварийность, а от нее можно уйти только путем полного обновления коммуникаций. Непонимание остается, и когда нам не дают ордер. Говорят: «У вас их и так много». Да, много, мы знаем. Но ведь еще больше будет! Эти трубы ведь потом зимой «выстрелят»! Генеральный директор ЗАО «Челныводоканал» Уел Хусаинов: – Полностью вас поддерживаю. Кстати, нынешняя ситуация с несогласованностью – это еще не самое страшное. Все мы, здесь присутствующие, – родом с «КАМАЗа». Остались на наших предприятиях еще специалисты, которые хорошо друг друга знают и во время работы некоторые моменты «состыковывают» между собой. А сменится поколение – и проблема усугубится. Мне кажется, нам самим нужно создать общественный совет из руководителей предприятий-сетевиков, которые бы обсуждали свои планы, составляли совместную программу действий и потом передавали ее в управление ЖКХ. Затем наши бригады одновременно входили бы на определенную территорию и работали. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Директор Набережночелнинских электрических сетей Анатолий Дылдин: – Это было бы удобно и нам, и жителям. В конце концов, они ведь не разбираются, кто именно ведет раскопки – ругают всех! На 100% мы, конечно, не совпадем, но стремиться к этому все же будем. |
||
|
||
«Кто убирать будет?»
|
||
Директор ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» Юрий Кожарин: – А теперь давайте рассмотрим еще одну проблему. Вот мы раскопали нужный участок, на устранение свища нам хватит одного дня. Но на то, чтобы выполнить работы по благоустройству, потребуется еще как минимум неделя. Конечно, «прорастают» ордера! И как нам ни доказывают, что нужно работать «быстрее, выше, сильнее», что нужны дополнительные работники, – ничего нового тут не придумаешь. Сколько всходит трава? Все мы прекрасно знаем: при самых благоприятных условиях – три дня. Так ведь мы ждем эту траву – иначе нам уважаемый «Горзеленхоз» ордер не подпишет! А потом нас же еще упрекают в затягивании, режут по-живому и грозят не выдать следующие ордера… Мы и так все делаем сами: создали бригаду по благоустройству, в прошлом году закупили хороший ручной каток, который уплотняет грунт, укатывает асфальт, работник катит его, как тележку. Но с природой-то не поспоришь! |
||
Директор Набережночелнин-ских электрических сетей Анатолий Дылдин: |
||
Генеральный директор ЗАО «Челныводоканал» Уел Хусаинов: – Что касается нашего предприятия, мы стараемся работать по новым «бестраншейным» технологиям, но все равно без работ под землей не обходится. И потом, нам надо стараться восстанавливать территорию после себя. У нас, конечно, есть небольшой участок благоустройства, где трудятся около 10 человек, но они, что называется, работают на поверхности. А грунт после засыпки, если его не трамбовать послойно, проседает. Для этого нужна соответствующая техника, а ее у нас пока нет – дорого. Кое-какое оборудование мы уже начали приобретать, но справедливости ради скажу: эта работа пока не на должном уровне. |
||
|