ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

Документ Без Имени

С 1 августа останавливают свое производство сразу два крупнейших автопроизводителя России – «КАМАЗ» и АвтоВАЗ. Причем, оба предприятия встанут на месяц с лишним. Прокомментировать текущую ситуацию в экономике страны мы попросили известного российского экономиста, эксперта телепрограммы «Однако» Михаила Хазина.

У группы ВАЗ сегодня есть конкурентные преимущества по сравнению со многими
автопроизводителями – предприятие может выпускать дешевые машины приличного качества

 

– Михаил Леонидович, c чем связана полная остановка этих автомобильных предприятий? Означает ли это, что экономическая ситуация в России ухудшается?

– Ситуация очень простая: экономический кризис заключается в том, что падает спрос. А если падает спрос, то продается меньше машин, в результате на складах скапливается много непроданного товара. Чтобы он не скапливался, «КАМАЗ» и до августа периодически останавливал производство, а сейчас останавливается на более длительный срок.

На ВАЗе же, где раньше не было таких простоев, хотя сокращался рабочий день, количество непроданных машин на складе существенно превысило установленные нормы – 80 тысяч при норме 35 тысяч. И что с этим делать, непонятно.

Но главная проблема состоит в том, что сам АвтоВАЗ с управлением в условиях кризиса справляется очень плохо. Нынешняя команда менеджеров объявила об антикризисной программе, но ее показатели, даже в пересмотренном варианте, не исполнены. Встает и вопрос об эффективности использования господдержки и средств, полученных от французских акционеров – почему они не привели к снижению цен.

– Судя по остаткам автомобилей на складе, господдержка АвтоВАЗу в виде 25 миллиардов рублей была направлена не по адресу?

– Ошибка в господдержке состояла не в том, что ее не на то выделяли, а в том, что не было четко и внятно объяснено, какое наказание будет за неисполнение соответствующих программ. Давайте уволим тех, кто не справился. Давайте проведем конкурс на антикризисные программы! Но ведь до сих пор не было никакого конкурса и нет никакой конкуренции! А так – дали людям государственные деньги, они с ними что-то сделали, а что – никому неизвестно. Вот и результат.

Ладно, если бы не было желающих или возможности, но она есть. Я, да и все, кто читает прессу, знают, что какую-то антикризисную программу ВАЗу написала группа СОК. Имеется информация, хотя я ее не проверял, что для ВАЗа была разработана еще одна программа. Тем не менее, они не обсуждаются. Понимаете, если все деньги, которые поступают на завод, исчезают в неизвестном направлении, то какой смысл в этой работе? Нужна антикризисная программа, причем с внятным наказанием тех, кто ее не выполнил.

 

Потенциально, с точки зрения мировой экономики, у группы ВАЗ сегодня есть конкурентные преимущества по сравнению со многими автопроизводителями – предприятие может выпускать дешевые машины приличного качества. А раз теоретически конкурентные преимущества имеются, тогда давайте найдем людей, которые смогут их использовать! А тем, кто не в состоянии это сделать, надо объяснить: «Ребята, вы не справились. До свидания!». Это сегодня особенно важно, потому что спрос падает не только в России, но и во всем мире, и будет падать дальше.

Разумеется, под такие программы должна быть господдержка, но – поэтапная. Сделали очередной этап – получили деньги на следующий. А сейчас – кто виноват, кто компенсирует потери для государства? Неизвестно.

А программы поддержки, которые были приняты, безусловно, играют свою роль, но недостаточно. И поскольку спрос продолжает падать, то и программы надо усиливать.

«Давайте проведем конкурс
на антикризисные
программы!»

 

– Кстати, о спросе. В Германии в феврале была принята госпрограмма, при которой в случае покупки нового автомобиля жители могли получить компенсацию в размере 2500 евро за сдачу в утиль старой машины, не старше девяти лет. В результате уже с мая продажи автомобилей в стране увеличились, и ежемесячно там реализуют на 40% больше, чем в 2008 году!

В России тоже работают программы стимулирования покупателя – тут и две трети компенсации по кредитам Центробанка, и программа «Лада финанс», но падение спроса продолжалось и замедлилось только в июне на 2%. Наши программы не работают или на них направлено недостаточно средств?

– Имейте в виду, что и у нас иностранные производители осуществляют аналогичные программы поддержки. Падает цена не только «Жигулей», но и других машин, которые, безусловно, по качеству выше. Конечно, спрос сегодня может падать значительно медленней, но для этого требуется программа. В том числе и госпрограмма поддержки покупателя. В России она уже действует, и дополнительно рассматривается вопрос компенсации при утилизации старого автомобиля. Но надо поддерживать и производителей. Для каждого предприятия нужно принять четкую антикризисную программу и под нее уже создавать эти программы!

– То есть, одной поддержки покупательского спроса тоже мало?

– Конечно. Разработали вы, допустим, программу поддержки спроса – завод получил дополнительные деньги, менеджмент их оприходовал, и все, спустя полгода у вас опять проблемы. Что с этим делать-то?

– А если коснуться грузовых автомобилей, то как поддержать спрос, заинтересовать замену старого автотранспорта на новый?

– Существует тоже несколько вариантов – налоговые стимулы, механизмы лизинга. Можно открыть лизинговую компанию, дать ей денег, чтобы условия по этим машинам были более комфортными, чем на рынке и тому подобное. Но главное – должны быть четкие программы, и чтобы топ-менеджмент понял: за их невыполнение государство будет наказывать.

Наша основная проблема заключается в том, что у нас нет ответственности! Все, что произошло у нас в 80-е годы, весь развал объясняется одной-единственной причиной – номенклатура хотела передавать свои льготы по наследству и снять с себя ответственность за свою деятельность. И сегодня мы пожинаем плоды этой «революции менеджеров».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*