НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ СТАЛИ ГОРОДОМ С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ

Документ Без Имени

Ровно через год, 10 августа 2010-го, исполнится 80 лет, как Набережные Челны получили статус города. «Неделя» решила не оставаться в стороне от грядущего юбилея. Ниже мы публикуем ключевые факты челнинской истории, почерпнутые в беседе со старшим научным сотрудником Музея истории города Билялом Канеевым.

 

С чего все начиналось?

Некоторые историки считают, что первое упоминание о населенном пункте под названием Яр Чаллы следует относить аж к 1172 году! В доказательство своей версии они приводят свод булгарских летописей «Джагфар тарихы». Согласно этому манускрипту, мулла Мирходжа в 1171 году попросил царя Волжской Булгарии Габдуллу основать город на месте ставки своего сына сеида Гали – в районе нынешних Челнов. Через год здесь возникла крепость. Фрагменты булгарских поселений, относящиеся к XIII-XIV векам, были найдены археологами.

По общепринятой же версии отсчет возраста Набережных Челнов ведется с первой половины XVI века. Примерно в 20-х годах община елабужан во главе с крестьянином Федором Поповым перебралась на другой берег Камы и стала жить в селах Бережные Челны и Мысовые Челны. В 1650 году на Мысовой (а ныне Элеваторной) горе по приказу царя Алексея Михайловича была построена деревянная крепость, которая была призвана защищать камские поселения от степных кочевников, и поселок стал называться Слободой Набережной. Однако долго Чалнинская крепость не просуществовала: через шесть лет было закончено строительство Закамской укрепленной черты, и ее сочли целесообразным перевезти в Заинск. В память о ней нам остались только следы на Элеваторной горе.

 

 

Попытка №1

Первая попытка появления на российской карте города Бережные Челны состоялась через полтора столетия. В 1865 году Челны в составе Мензелинского уезда вошли в Уфимскую губернию. Почти сразу же после этого жители двух челнинских сел выносят приговоры «обратить оба свои селения в город», потому что «селение Бережные Челны… сделалось довольно порядочным торговым пунктом». Глава Уфимской губернии С. П. Ушаков тоже заметил, что села Мысовые Челны и Бережные Челны географически расположены очень выгодно, и, по сути, именно Мысово-Челнинская волость, а не Мензелинск, являются центром торговой жизни уезда. В течение восьми лет губернатор писал письма с предложением перевести уездный центр и ярмарки в Челны и, соответственно, придать ему статус города. Однако этому воспротивилось Мензелинское уездное дворянское собрание. К тому же не все жители сел согласны были передать часть своих земель под городское управление, и Челны так и остались деревней.

Правда, только на бумаге. В действительности же Челны не только по своему экономическому значению, но и по виду уже были полноценным городом. Так, журналист Владимир Немирович-Данченко, путешествовавший по Каме, был восхищен Бережными Челнами и в особенности – их «чудесными» сараями.

– Челны совсем городком смотрят. Постройки на широкую ногу; дома деревянные и каменные, в два этажа построены; улицы прямые, широкие. Сараи тоже чудесные – просторные; видимо, выводили, не жалея камня и дерева… – говорится в его путевых заметках.

 

ЧЕЛНЫ – ЦЕНТР ТОРГОВЛИ
«Промышленная жизнь Мензелинска направляется к Челнам. Через Челны направляется почти весь груз Мензелинской ярмарки, здесь же проходят Уфимско-Вятский почтовый и Казанский коммерческий тракты. Вся хлебная торговля производится в Челнах, из села Бетьков в прошлом году переехал в Челны последний хлебный торговец. Многие из елабужских, казанских и московских купцов, ведущих миллионные торговли, имеют в Челнах постоянную приемку хлеба. Торговые отношения Челнов производятся с Москвой, Петербургом и всеми приволжскими центрами…

В Челнах существует несколько постоянных контор пароходств: Камско-Волжского, Меркурьевского, контора персидских купцов и другие. Наблюдается громадная потребность в помещениях и спрос на рабочие руки, почти каждый двор является постоялым, каждый амбар арендован под склад… Одновременно с переносом уезда в Челны туда же перенести и ярмарку…» (из переписки С.П.Ушакова).

 

Попытка №2

Следующая возможность стать городом Челнам представилась в 1921 году. Только что созданная Татарская АССР в 1920 году была поделена на кантоны, а через год из крупного Мензелинского кантона выделили Челнинский с центром в селе Набережные Челны. Теперь надо было соответствовать высокому статусу, и 21 мая на расширенном заседании горсовета Челны были объявлены городом. Причем ядром его стали Бережные Челны, а не Мысовые, хотя последние превосходили своего соседа по численности населения.

– Дело в том, что Мысовые Челны в большей степени имели сельскохозяйственный характер, а Бережные – промышленный, – объясняет Билял Канеев. – Плюс здесь была большая пристань, купеческие конторы и склады, ремесленные мастерские. Сюда стягивалось население окружных деревень на сезонные работы. Здесь наращивались торговые обороты, которые приносили прибыль и казне, и торговцам.

 

Дом Халфина,
где заседал
эсеровский комитет общественной
безопасности

 

Однако центр действия местных властей не поддержал, и в 1926 году Набережные Челны вновь были преобразованы в село. Парадокс: Елабуга и другие города, входившие в кантон, подчинялись селу!

– Однако ни в одном документе больше нет пометок, что Челны – это село, а не город, – отмечает Канеев. – Это тянулось вплоть до 30-х, бланки не меняли. Республиканские органы молча соглашались, потому что была разруха и невозможно было уладить все юридические казусы. Но Челны считались городом только на местном уровне, и по сути-то ничего не изменилось. Сами жильцы не ощутили того, что стали горожанами.

 

 

Попытка №3

В 1930 году кантоны были заменены на районы. 10 августа появился Челнинский район, а челнинские села объединились и стали районным центром с населением в 9300 человек. С этого дня начинается история города Набережные Челны.

До недавнего времени считалось, что первым градоначальником Набережных Челнов был Миннегали Файзуллин. Однако недавно, разбирая архивы Музея истории города, Билял Канеев наткнулся на документ, который свидетельствует о том, что первым на протяжении всего двух лет Набережными Челнами руководил Ризатдин Халимов. В 1932 году он скончался – предположительно из-за подорванного здоровья после ранений, полученных во время Гражданской войны, а также работы на химическом заводе. С разрешения Биляла Канеева ниже мы публикуем отрывки из этого артефакта – автобиографии Ризатдина Халимова.

Набережные Челны расцвели в годы строительства Нижнекаской ГЭС и «КАМАЗа». Однако история города не исчерпывается только всесоюзными комсомольскими стройками. Коренные жители обижаются, когда говорят, что Набережные Челны до появления «КАМАЗа» были заштатным городишкой. Отчасти это, может быть, и правда. Но, как выясняется, с давних пор это был важный экономический и торговый узел. Автоград не возник из ниоткуда, на пустом месте. У Бережных и Набережных Челнов – одна история.

 

НАШ ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

«Я, Халимов Ризатдин, родился 1893 года, июля месяца, сын крестьянина, отец был бедного положения до революции, после Октябрьской революции стал середняком, до революции отец был безземельный. После Октябрьской революции получил землю, стал жить получше. Я, Халимов, с 14 лет поступил в татарскую школу, до 17 лет учился, с 17 лет стал помогать отцу до 19 лет, с 19 лет ушел от отца на сторону работать ввиду недостатка хозяйственной продукции. Работал до 21 года. В 1914 году взят на военную службу, служил до 1918 года по апрель месяц. В сентябре 1918 поступил в ряды Красной армии на I Наб. Челнинский отряд… С 11 ноября направлен на южный фронт, был в отряде Кожевникова… В 1919 году был ранен в спину и ниже поясницы… После, в 1919 году пошел снова на фронт в октябре месяце в гор. Свердловск… оттуда был направлен на Польский фронт. С Польского фронта ушли мы в Германию, как интернированные для Красной армии. Находился там по 1920 г. по февраль месяц, после чего поехал на родину.

При том в марте 20 года поступил на службу в гор. Мензелинск, всего служил милиционером 6 месяцев, после чего поступил в Астанковской волости инструктором на Всеобуч, программа 64-часовая, наименование занятий военного призывного обучения. Обучал добровольно, имею документ из Волисполкома. После чего поступил на работу в Бондюжский химический имени Л.Я. Карпова завод. Имею рабочий стаж 8-ми годичный. После чего 1930 года выдвинули меня, как активного рабочего данного серно-кислотного цеха, поэтому направили меня в гор. Набережные Челны, работаю в настоящее время председателем Наб. Челнинского Городского Совета, еще напоминаю, член партии, стаж партийный с 1927 года, № 0975060».

 

Софья БЕССОНОВА.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. неужели наш город такой молодой? хотя это не имеет значения лично для меня. я люблю свой город!!!!!!!

  2. Могла бы на такую хорошую тему и статью-то приличную написать! Эх-х…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*