Своим участием Евгений Миронов гарантирует успех любой картине или театральной постановке. Запомнившийся зрителю блистательной игрой в фильмах «Мусульманин», «Достоевский», «Охота на пиранью», «Ревизор», «В круге первом», он продолжает триумфальное шествие в кинематографе и на театральных подмостках. «Неделе» представился отличный шанс пообщаться с актером, когда он приезжал в Казань со спектаклем «Шукшинские рассказы».
– Евгений, в «Шукшинских рассказах» вы исполняете десятки разноплановых ролей. Перевоплощение происходит за секунды… Сложно?
– На этот вопрос невозможно ответить в двух словах. Да, перевоплощение – очень сложный процесс. Неслучайно многие великие актеры, такие как Де Ниро, Аль Пачино, настолько сильно вживались в роль, что потом еще долго не могли из нее выйти, порой даже обращались к помощи врачей. На репетиции я стараюсь изучить персонаж досконально, на клеточном уровне, чтобы полностью очутиться в его «шкуре», раствориться в нем. Настолько забываю обо всем, что однажды, еще в Саратове, сильно порезался во время спектакля и даже не заметил этого. Потом упал в обморок за сценой…
– Встречались ли на вашем жизненном пути люди, которые существенно повлияли на ваше мировоззрение, жизненные ценности?
– Конечно. В первую очередь, это Александр Исаевич Солженицын. Я благодарен судьбе за то, что встретился с ним в ходе работы над экранизацией его романа «В круге первом». Если бы не разговор с Солженицыным, я бы никогда не смог сыграть Нержина. От него даже в пожилом возрасте исходил мощный заряд жизнелюбия, силы и веры в лучшее в нас. Александр Исаевич на своем примере доказал, что можно оставаться человеком даже в самых нечеловеческих условиях. Будь таких, как он, в России больше, мы бы давно жили в качественно другой стране.
– Ваш первый выход на театральную сцену – чем он запомнился?
– В первый раз я вышел на театральную сцену еще в школе. Пел жалостливым голосом грустную песню об умирающем комсомольце. Как говорится, всю душу вложил, а публика… хохотала до слез, постановка едва не сорвалась. Кто-то потом даже посоветовал мне идти в цирк, а не в актеры. Помню, что я очень переживал из-за такой реакции, однако сумел взять себя в руки. Надо сказать, что в Саратовское театральное училище поступил с первого раза.
– Как вы себя чувствуете в роли руководителя Театра наций?
– Сейчас уже более уверенно, а раньше очень даже сомневался в целесообразности этого шага. Считал, что не смогу быть хорошим руководителем, ведь я никогда не был заводилой компании, да и в первых постановках участвовал, преодолевая чудовищную робость. Руководить театром очень непросто. Затрата эмоций и сил колоссальная.
– Евгений, многие ваши поклонники – и я не исключение – считают образ вернувшегося из Афганистана Николая Иванова в «Мусульманине» одной из лучших ваших работ. С годами фильм становится все актуальнее…
– Действительно, эта роль для меня – знаковая. Хотиненко, по-моему, затронул очень важную для нашего (и не только нашего) общества тему противостояния мировоззрений, культур, национальных кодов, непонимания между людьми. К сожалению, все эти проблемы с годами только обостряются, и я не знаю однозначных путей их решения. Когда я репетировал роль Николая Иванова, то около двух месяцев ходил в мечеть и учился читать намаз. Мне хотелось лучше прочувствовать своего героя. И, знаете, я тогда понял, что ислам – это прекрасная религия, дающая людям покой, силу и духовную стойкость.
– Ну и напоследок традиционный вопрос для гостя: как вам Казань?
– Казань очень понравилась. Мне о нем много рассказывала Чулпан Хаматова, но лучше, как говорится, один раз увидеть… Столица Татарстана – единственный город в нашей стране, где Европа и Азия слились воедино. Здесь гармонично сосуществуют разные религии и культуры, очень много вдумчивых и интеллигентных людей. Надеюсь, я еще не раз приеду в этот замечательный город. С новыми спектаклями…
Фарид ХАЙРУЛЛИН.