МИЛИЦИЯ «ПОД КОЛПАКОМ»

Документ Без Имени

О том, что органы правопорядка нуждаются в капитальных преобразованиях, «Неделя» писала еще в мае. Пока, впрочем, до серьезных реформ дело не дошло, но некоторые идеи по искоренению коррупции в МВД уже обретают популярность среди населения. Известный психолог-криминалист Михаил Виноградов, проработавший несколько десятков лет в системе МВД СССР, вновь любезно согласился прокомментировать их «Неделе».
Откуда «Лексусы»?

– Михаил Викторович, на прошлой неделе министр МВД России Рашид Нургалиев в качестве меры по борьбе с коррупцией в органах МВД предложил со следующего года всем сотрудникам милиции и их семьям заполнять декларации о доходах. Насколько правильной вам видится такая мера, и почему именно сейчас на нее пошел глава МВД?

– Пошел, потому что именно сейчас на милицию стали обращать более пристальное внимание и СМИ, и само население. И после тех событий, которые произошли в последнее время, господин Нургалиев реально забеспокоился, кем же он командует. А решение о декларировании доходов правильное, потому что, наверное, нет ни одного милиционера с низу до верху – может, кроме Нургалиева и его замов, – которые бы жили только на зарплату.

 

Смотрите: милиционеры получают мало, но, к примеру, рядом с московскими отделениями милиции можно увидеть и «Лексусы», и «Тойоты», и прочие иномарки, которые даже среднему банковскому служащему не по карману. Откуда у них эти машины?.. Идея Нургалиева хорошая, но воплотится ли она в жизнь, большой вопрос…

– Составляют ли подобные декларации сотрудники органов правопорядка в других странах?

– Во всех странах подобный опыт есть, и такие декларации имеют реальное, а не номинальное значение. Там очень жестко следят за доходами и уклонениями от налогов, ведь мошенники и взяточники есть везде, но ситуацией, когда вся страна берет взятки, может «похвастаться» только Россия.

Я много лет руководил психолого-психиатрической службой. Как-то после расстрела людей Евсюковым приезжаю к начальнику департамента МВД, который отвечает за кадры. Говорю: «Я готов бесплатно читать лекции вашим сотрудникам и восстановить нынешнюю службу в полном составе». Тот отвечает: «Спасибо. Напишите докладную». Я написал, а через две недели узнал из центральной прессы, что этот самый начальник по кадрам замешан в финансово-коррупционном скандале! И что, куда дальше идти – к Нургалиеву?

– Нет ли в идее Рашида Нургалиева нарушения прав членов семьи милиционера?

– Нет никаких нарушений прав – есть позиция общества. Если милиция нарушает закон, то необходимо и ее взять под контроль! Это международная практика – только мы никак до этого не дорастем.

– А не прекратится ли из-за этой меры поток желающих работать в милиции?

– У нас и так чрезмерно раздуты штаты МВД, и если мы сократим их наполовину, то ровным счетом ничего не потеряем. В старые времена по участку ходил один городовой, и все его боялись и уважали (и взяток, кстати, он не брал!). В советские годы ходил участковый – и все его тоже уважали. А сейчас едет патрульно-постовая милиция, подъезжает к палатке, и оттуда уже высовывают пакет! И таких господ, которые обирают низовое население, тысячи. И они ничем, кроме сбора дани, не заняты. В таком количестве они не нужны! Уличная преступность высокая, а где же ППС?

 

По мнению Михаила Виноградова,
решение о декларировании доходов
сотрудников милиции правильное

 

Взять всех под колпак невозможно

– Много ли в стране случаев, когда милиционеров судили именно за коррупцию?

– Они единичны, да и судят только тех, кого поймали с поличным. А в остальных случаях народ просто не обращается и предпочитает давать взятки.

– А чем занят департамент собственной безопасности?

– У него возможности ограничены. Департамент собственной безопасности не может в каждом милицейском кабинете установить прослушку и видеонаблюдение, а реагирует только на заявления граждан и делает какие-то выборочные рейды. Но взять под колпак всю милицию физически не может.

– И что же делать?

– Надо донести до сознания граждан, что они могут обращаться в ДСБ и получат результат. Но и граждане, и те же коммерсанты туда не идут, потому что на смену посаженному милиционеру придет другой, который опять будет их «прессовать». Видимо, им проще найти язык с милиционером-мздоимцем, чем пытаться искать правду – вот в чем проблема.

К чему приведет поручительство?

– А как вы отнеслись к высказанным ранее предложениям министра МВД о проверке кандидатов в милиционеры на детекторе лжи и написанию поручительства?

– Детектор лжи – аппарат весьма несовершенный, и его расшифровка зависит от уровня специалиста. Что касается личного поручительства, то возьмите того же майора Евсюкова – за него поручался папа, и за него поручался Пронин (начальник ГУВД Москвы в 2001-2009 гг. – С.К.), которого, наконец, из милиции выгнали. Ну, и к чему привело это поручительство?

– По вашему мнению, антикоррупционные идеи Рашида Нургалиева будут часто озвучиваться в СМИ?

– Мы будем слушать идеи пропагандистского толка, которые должны успокоить общественность. Месяц, который министр дал на искоренение коррупции в МВД, – это популистский ход. Рашид Нургалиев – умный, честный и порядочный человек, но как управленец он слаб. Он не умеет управлять хозяйством, которое ему доверено, не понимает, что надо делать, поэтому и выглядит то слишком мягким, то слишком жестким.

Нургалиев пришел в МВД из ФСБ – подразделения, не имевшего к оперативной работе никакого отношения. В свое время руководить ФСБ поставили Патрушева – старого чекиста, который навел там порядок. На его место пришел Бортников – опытный управленец. А вот в милиции на сегодня как раз управленцев и нет!

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. По моему мнению коррупцию не искоренить, за столько лет они зажрались. Простой пример: игровые автоматы по всему городу, владельцы этих заведений платят дань и работают дальше….Остановка "ак мечеть", "7комплекс","татарстан". и.т.д .

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*