НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ – ГОРОД БЕЗ ЦЕНТРА?

Untitled Document

Знаете ли вы, что одно из старейших предприятий нашего города – элеватор – строился по образцу и подобию… американского? Или что не так давно челнинская пристань отметила свой полуторавековой юбилей? Или, наконец, что в работе краеведа сопровождают не только запыленные полки архивов и тяжеленные папки с документами, но и… его величество случай?

 

И челнинский элеватор, и улица Центральная – лишь отдельные странички истории города

 

Об этом и многом другом журналистам рассказал Владимир Ермаков – кандидат исторических наук, доцент и заведующий кафедрой экономической теории ИНЭКА, а также писатель и краевед. На днях в филиале КГУ состоялась пресс-конференция, посвященная его новой исторической книге.

20 лет и 2 месяца

Владимир Ермаков занимается историей Набережных Челнов с 1988 года. На счету краеведа – 176 работ, а также участие в создании Энциклопедии города. Совсем недавно – в сентябре нынешнего года – состоялась презентация его книги «Обращение к истокам: история Набережных Челнов и региона Восточного Закамья». И вот сейчас Владимир Васильевич представил собравшимся свою новую, готовую к публикации книгу с рабочим названием «Сборник документов и материалов об истории Набережных Челнов» (с XVII века по 1917 год).

Неискушенный человек может подумать: неужто написание такого труда требует каких-то двух месяцев?! Спешим успокоить: конечно же, нет. Материалы для этой книги Владимир Ермаков по крупицам собирал на протяжении двадцати лет. Ну а причину, побудившую его к столь длительной и скрупулезной работе, он объяснил просто:
– Какой смысл хранить по архивам разрозненные документы, когда можно их скомпоновать, описать и опубликовать? Я хочу, чтобы у челнинцев вся информация об их городе была под рукой. Чтобы им не приходилось ездить за нею в Уфу, Санкт-Петербург, Киров, Оренбург.

 

 

Неприступные архивы

Порой процесс поиска и сбора документов бывает, вопреки досужему мнению, весьма интересным, если не сказать захватывающим. Например, когда готовился этот сборник о Набережных Челнах, судьба каким-то мифическим образом преследовала Владимира Ермакова по пятам.

– После того, как мы поработали в некоторых архивах, там произошли серьезные изменения, – поделился краевед. – Судите сами. Только мы сумели вытащить документы из архива древних актов, как вышло постановление, запрещающее впредь копировать данные. Только успели поработать в государственном архиве Оренбургской области, как он совершенно непонятным образом сгорел. Едва изучили государственный исторический архив республики Башкорто-стан, как значительная часть документов была закрыта на реставрацию.

 

Помогли узнать
дату рождения

Отвечая на вопрос о практической значимости исторических трудов, Владимир Ермаков рассказал, что челнинская пристань, например, благодаря найденным документам, обрела свой день рождения и сумела отметить 150-летие. «Сборник документов и материалов об истории Набережных Челнов» также проливает свет на многие исторические факты, которые долгое время считались спорными:

– Каких только домыслов я не наслушался относительно строительства элеватора! – всплеснул руками Владимир Васильевич. – И что началось оно в 1912 году, и что вела его какая-то немецкая фирма… Найденные мною в Петербурге документы опровергают эти сведения. На самом деле возведение элеватора началось в 1914-м и велось усилиями наших рабочих. За образец был взят американский станционный элеватор – из Нью-Йорка была привезена зерносушилка, – но основная часть оборудования поставлялась российскими заводами. Кстати, приближается 100-летие с начала строительства челнинского элеватора. Но, пройдя по некоторым инстанциям Набережных Челнов, я убедился, что никому нет дела до столь важной даты в истории города.

Сборник челнинского краеведа открывает и такой малоизвестный факт, как проект строительства железной дороги. Оказывается, в 1914 году Николай II подписал указ, согласно которому в наших краях должно было начаться строительство железной дороги до Мензелинска. Но из-за начавшейся первой мировой войны, этот проект остался нереализованным.

 

 

«Мы оптимисты
по своей природе»

Говоря о тенденциях развития города, Владимир Ермаков поделился как тревогами, так и радостями:

– Во-первых, печалит меня тот факт, что мы теряем островки своей самобытности – Центральную, Боровецкое, теперь вот – Мироновку. Во-вторых, беспокоит отсутствие центра города как такового. Но вместе с тем радует то, что Набережные Челны потихоньку обретают законченный вид, благоустраиваются.
Не загадывая вперед, Владимир Ермаков все же отметил, что собирает материал для второй части сборника, посвященного советскому периоду истории города. По его мнению, временной отрезок с 1917 года и до начала строительства «КАМАЗа» – наименее исследованный период в истории Набережных Челнов.
Книга «Сборник документов и материалов об истории Набережных Челнов» все еще не опубликована по банальной причине – из-за отсутствия денег. По словам Владимира Ермакова, мэрия активно приветствует все, что касается истории города, но профинансировать выпуск сборника, увы, не может.

– Мы по своей природе – оптимисты, – многозначительно сказал краевед, завершая пресс-конференцию, и тем самым, пожалуй, выразил всеобщую надежду, что когда-нибудь его книга все-таки выйдет в свет.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*