Нижнекамская ГЭС уже три десятилетия остается объектом особого значения – не только в составе холдинга «Татэнерго», но и в федеральном масштабе. Единственная гидроэлектростанция республики, вступив в строй 30 лет назад, вписала новую строку в историю как самого Татарстана, так и всей энергетической отрасли страны. Построенная по распоряжению Совета Министров СССР крупнейшая в Камском каскаде ГЭС, являясь регулирующей электростанцией, значительно повысила надежность электроснабжения центра России. | ||
Железнодорожный и автодорожный переходы по сооружениям гидроузла связали районы Закамья со всей Республикой Татарстан и страной, а сам гидроузел и образованное водохранилище создали глубоководный путь от устья реки Камы до города Соликамск. Полезный объем Нижнекамского водохранилища по сей день служит резервом для увеличения при необходимости выработки электроэнергии на Волжско-Камском каскаде. |
||
Вспомним, Первые изыскательские работы для проектирования Нижнекамской ГЭС проводились еще в 1931-1934 годах и были сосредоточены ниже впадения в Каму реки Вятки. Были выявлены два конкурирующих участка: Камскополянский и Набережночелнинский на отрезке от селения Тарловка до западных окраин Челнов. Первоначально предпочтение отдавалось Камскополянскому створу, но принятие окончательного решения было прервано войной. |
||
Началось строительство Заинской ГРЭС, завода ячеистых бетонов и железобетонных изделий в Набережных Челнах. В сложившейся ситуации сооружение гидроузла в Набережных Челнах решало сразу целый ряд проблем региона, главная из которых – мостовой переход через Каму. Две железнодорожные магистрали, идущие из центра России в Сибирь, не имели от Волги до Урала связки из-за отсутствия моста. Автотранспортные магистрали на территории Татарстана, связывающие столицу республики с Закамьем, прерывались двумя паромными переправами близ Чистополя и у Набережных Челнов. Надо ли говорить, сколько стоили эти переправы народному хозяйству в навигационный период, когда километровые колонны всех видов транспорта сутками простаивали в ожидании своей очереди на паром по крутому спуску Сорочьих Гор и по заливной пойме напротив Челнинского элеватора. Немало средств отнимало и зимнее содержание ледовых дорог через Каму, а в начале и конце ледостава переезд через реку нередко заканчивался трагически. Кроме того, ликвидировались мелководные участки от Куйбышевского водохранилища до Воткинской ГЭС и на реке Белой, что позволило использовать крупнотоннажный флот. Создание водохранилища кардинально улучшало водоснабжение прилегающих промышленных центров и условия для рыбного хозяйства. Но, конечно, главной задачей гидроузла являлся ввод крупной гидроэлектростанции мощностью 1248 тыс. кВт, которая повышала надежность электроснабжения не только Республики Татарстан, но и центра европейской части страны. В средний по водности год проектная выработка должна была составить 2,71 млрд. кВт/ч. электроэнергии. Поэтому 1963 год – начало работ на строительстве Нижнекамского гидроузла – можно считать второй датой рождения Набережных Челнов. |
||
Произведение |
||
Апрель 1979 года ознаменовался пуском на холостой ход первого гидроагрегата. После прохождения паводка, при котором напор составлял всего три метра и после достижения напора 6,5 метра, гидроагрегат был включен на изолированную нагрузку. 30 июня 1979 года Нижнекамская ГЭС введена в строй действующих, на временной отметке верхнего бьефа 62 метра. Сооружение Нижнекамского гидроузла при проектной отметке 68 метров решает следующие задачи: ► ввод в энергосистему Татарстана крупной регулирующей мощности в 1248 МВт, повышающей надежность энергоснабжения центра России; Сегодня Нижнекамская ГЭС – современное высокотехнологичное предприятие. Гидростанция покрывает пиковые нагрузки в часы утреннего и вечернего максимума потребления электроэнергии. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на Нижнекамской ГЭС, в несколько раз ниже, чем на тепловых. Поэтому ГЭС является основным сдерживающим фактором роста тарифов на электроэнергию для населения Татарстана. |
||
Нижнекамская гидроэлектростанция – первое челнинское «чудо», которое видит каждый въезжающий в город по федеральной трассе М-7. Именно отсюда можно охватить взором весь протянувшийся вдоль Камы 20-километровый город с его белокаменными кварталами, мечетью на берегу бухты, пестрым речным портом. Отсюда во всей красе открывается Кама – главное украшение автограда, река, по своей водности спорящая с Волгой. Аквамариновая гладь водохранилища перехвачена поперек драгоценным поясом-плотиной Нижнекамской ГЭС, впечатляющим произведением инженерного искусства, прекрасно дополняющим панораму реки. Водный поток, отдавший энергию падения мощным турбинам гидростанции, вливается в Куйбышевское водохранилище. Убегают вдаль опоры линий электропередач: влево, в поля, к Заинской ГРЭС, и вправо, через Каму, в Удмуртию, чтобы замкнуть кольцо Волжской энергосистемы. По автомобильному магистральному мосту, построенному над гидросооружениями, ежедневно проносятся тысячи автомобилей, по железнодорожному мосту гремят тяжеловесные грузовые составы, мерно стучат пассажирские поезда. А ГЭС живет и трудится неустанно…
На правах рекламы |