Событие недели в России – отставка министра обороны Анатолия Сердюкова и назначение на его место Сергея Шойгу. Свою весьма неожиданную версию случившегося и оценку пятилетней работы экс-министра «Новой неделе» изложил редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин.
Жертва клановых разборок?
– Виктор Николаевич, так за что же поплатился своим постом Анатолий Сердюков – за трехмиллиардное мошенниче-
ство с недвижимостью в компании «Оборонсервис» или за военную реформу, которой были недовольны ряд высокопоставленных лиц?
– Сердюков поплатился не за реформу, а за любовь. За то, что поссорился с семьей своего тестя (Виктора Зубкова,
премьер-министра в 2007-2008 годы) и не отказался от женщины, которую полюбил и которая, судя по публикациям некоторых газет, ждет от него ребенка. Сердюков поплатился и за твердый характер, за отстаивание своих интересов в отношениях с другими членами правительства.
В общем, все это стало результатом каких-то клановых разборок. А то, что в «Оборонсервисе» есть нарушения законности и так далее… Это очень непрозрачная организация: за пять лет своего существования она не провела ни одной пресс-конференции, не ответила ни на один журналистский вопрос, и в связи с этим чего-то другого ожидать от нее было сложно. Но понимаете, это есть в любой фирме, в любом акционерном обществе, и если покопаться в документации любой бизнес-структуры, там можно найти массу недостатков и претензий по поводу того, как они продавали, что покупали, по каким ценам и так далее.
Министр был гуманистом
– Для армии в целом отставка Сердюкова не так ужасна?
– Не думаю, что ужасна. Многие встретили ее с облегчением, потому что никому не нравится перестраиваться, реформироваться. Но хочу сказать, что Анатолий Сердюков при массе ошибок, которые были допущены в ходе военной реформы – а она, напомню, проводилась с чистого листа! – сделал много полезных вещей, которые только усилили нашу армию. Во-первых, создал четыре военных округа, куда вошли все предыдущие округа, военно-морской флот, ВВС, войска ПВО и другие формирования. Во-вторых, министр выстроил трехзвездную систему «округ-армия-бригада», заменил тяжелые и малоподвижные дивизии легкими бригадами, организовал систему разветвленного управления войсками, благодаря которой из главного командного пункта, где одновременно несут дежурство моряки, летчики ПВО и представители воздушно-космической обороны, можно связаться с любым батальоном. Даже с тем, который находится в поле! И получить оттуда информацию, передать указания. И кстати, в начале октября президент Путин руководил стратегическими ядерными силами сдерживания через этот пункт.
Кроме того, Сердюковым было сделано много полезных гуманных вещей: солдаты стали служить один год, у военных стало пять рабочих дней и два выходных, солдат прекратили отвлекать на хозяйственные работы, появился час обеденного сна, призывники чаще занимались боевой и физической подготовкой, перестраивались казармы. Конечно, не везде хватало денег на бытовое обустройство, но вопросы решались.
Помимо этого, сокращались гарнизоны и кадрированные части, которые никаких задач не выполняли, а только плодили бездельников. Офицеры в армии стали получать приличные деньги, начала решаться жилищная проблема военнослужащих. К примеру, когда Сердюков пришел на пост министра обороны, в России было 180 тысяч бесквартирных семей военных, а сегодня их только 14 тысяч, и то большинство – московские, потому что столица не снижает цену за квадратный метр, а правительство не выделяет необходимых денег. И тем не менее, Анатолий Сердюков добился от него предоставления площадей для застройки в пределах МКАД для семей военных.
Безусловно, при Сердюкове было и много нелепостей. К примеру, сокращение 200 тысяч человек офицерского состава, из которых 70 тысяч потом пришлось возвращать, так как, что называется, махнули, не подумав и не отмерив. Или взять перевод Главного штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург, или перевод военных академий из Москвы в областные города. Или ликвидация отрядов прапорщиков и мичманов, которые чем-то не угодили Сердюкову, прекращение набора в военные училища…
– Но плюсов-то было больше?
– Действительно, военная реформа, которую проводил Анатолий Сердюков, была крайне необходима нашим вооруженным силам, и это наглядно показала августовская война 2008 года. Ведь тогда мы чуть не потерпели поражение от маленькой, но хорошо модернизированной и военизированной грузинской армии.
Контрактник – это не случайный прохожий
– Чего не успел сделать Сердюков в реализации своей военной реформы? Помнится, он мечтал о контрактной армии.
– Полностью контрактной армии в России, наверное, никогда не будет, но 425 тысяч контрактников у нас должно быть в 2017 году. То есть в последнее время 50 тысяч нужно набирать ежегодно и не просто набирать, а отбирать. Контрактник – это не просто человек, которого поймали на улице и уговорили идти в армию. В этих рядах должны быть высокопрофессиональные и технологически подготовленные специалисты – сейчас именно контрактник должен управлять всеми современными вооружениями.
– А при Сердюкове, получается, в России таких не было?
– Почему? Уже в эти дни проходит выпуск из первого учебного заведения, где контрактники учились два года и десять месяцев – Рязанского высшего военно-десантного училища. Это очень хорошо подготовленные командиры, первые серьезные контрактники, которыми мы можем гордиться. И таких ребят в наших элитных российских училищах Министерства обороны готовится более 2 тысяч человек.
Кто критиковал? Старики!
– Какие еще задачи стояли перед Сердюковым?
– Конечно, надо было продолжать перевооружать армию – этот процесс в ней только начался. На перевооружение, как известно, были выделены солидные деньги – 20 триллионов рублей. При Сердюкове, как мы знаем, полетела «булава». При Сердюкове практически готовы две новых подводных лодки проекта 955 «Борей». При нем на боевое дежурство встали грунтовые ракетные комплексы «Ярс», в армию начали поступать бортовые бомбардировщики Су-34, сверхманевренные истребители Су-35. Кроме того, началась разработка новой платформы для танка «Армата», новых БМП, БТР «Бумеранг» и бронеавтомобиля «Тайфун». В войсках появились беспилотники и современные системы связи, разведки, навигации.
Шойгу всё исправит?
– Насколько Шойгу будет трудно? По званию-то он генерал армии, но человек военный лишь отчасти…
– Ему будет, конечно, трудно. Но Сергей Шойгу – человек здравомыслящий, талантливый руководитель. Он войдет в дело и дров в Минобороны точно не наломает. Думаю, он продолжит те хорошие инициативы и направления реформы, которые проводил Анатолий Сердюков, и исправит те недочеты и ошибки, которые были допущены его предшест-
венником.
Деньги получать мало – их все-таки надо тратить качественно и высокотехнологично, хотя с нашей отсталой оборонной промышленностью это пока не всегда получается. И даже когда Сердюков покупал отдельные виды зарубежной военной техники, он это делал в том числе и для того, чтобы заставить наших оборонщиков шевелиться и понимать, что нужно армии, какие передовые достижения есть на Западе и как их внедрять у нас.
– Каким он войдет в историю нашей армии – блестящим технократом?
– Он был не блестящим технократом, а эффективным менеджером – не без недостатков, не без ошибок, но все-таки эффективным. Сердюков наконец-то начал превращать советскую армию в армию российскую – это главное. Да, его критиковали за то, что он ломал устоявшуюся советскую машину, а представители этой машины – люди с коммунистическими убеждениями, поэтому и не могли простить министру этой реформы. Ну, кто его критиковал больше всего? Старики из компартии.
– Наверное, их злило отсутствие идеологии в армии.
– А армия не должна быть идеологизированной! В ней не должно быть ни КПРФ, ни ЛДПР, ни «Единой России»! Армия должна быть большой технической машиной, она должна выполнять боевые задачи, которые ей ставят политики, а конкретно, руководство страны. Армия служит только президенту, поэтому идеология для армии одна – выполнение боевого приказа и защита национальных интересов страны.
13.11.2012 в 23:12
Война кланов .Нашим производителям оружия встал поперек горла
29.12.2012 в 23:02
Ведь тогда мы чуть не потерпели поражение от маленькой, но хорошо модернизированной и военизированной грузинской армии…
Эй, писатель, а то что ни Медведева, ни Сердюкова, ни Путина в первые дни этой войны не могли найти и эти товарисчи ссали принять решение-вот истинная причина!
Честь имею, разрушители армии и страны в целом!