Его название происходит от монгольского слова «нар» – «солнце» и тюркского «дуган» – «рожденный». Рожденный солнцем Нардуган у кряшен начинается в дни зимнего солнцестояния и заканчивается аккурат в Крещение. Традиции этого праздника и легли в основу вокально-хореографического спектакля, премьеру которого Театр танца «Булгары» показал на днях в ДК «Энергетик». |
|
С помощью танца можно прекрасно передать историю любви
|
Надо сказать, что каждый год в январе «Булгары» дают концерт. Начало 2010-го не стало исключением. Программу выступлений посвятили первому директору Театра танца Владимиру Уракову. Под аккомпанемент оркестра народных инструментов танцоры исполнили башкирский, чувашский, марийский и русский танцы. В перерывах между ними оркестр играл инструментальные композиции разных народностей. Однако главной изюминкой концерта стал вокально-хореографический спектакль «Нардуган». Сценическое воплощение народного праздника позволило передать атмосферу кряшенских гуляний. Перед зрителями одна за другой вырисовывались яркие картины жизни села в дни Нардугана. Вот на главной площади парень возвещает о начале праздника – отныне день начнет прибавляться. Откуда ни возьмись появляются ряженые. Они заигрывают с ребятами и девушками. В этих многолюдных игрищах и встречаются взглядами главные герои спектакля. Здесь же между ними зарождается чувство… Вспоминая недавнее знакомство, девушка созывает подружек на гадания. Ну а молодой человек подговаривает друзей, чтобы те разыграли гадальщиц. Девушки опускают украшения в воду, и им являются «суженые», переодетые кто в старика, кто в богача-скрягу, кто в ученого зануду. Впрочем, вскоре девушки разоблачают юношей, и компания отправляется на традиционные гуляния в лес. – Я видел много таких «Нардуганов», но это первая полная сценическая работа. Обычно показывают кряшенский танец и сценку из жизни, а здесь мы наблюдаем картину праздника крещеных татар, – поделился после концерта впечатлениями заслуженный работник РФ, заслуженный деятель искусств РТ, декан факультета хореографического искусства Казанского университета культуры и искусств, профессор, балетный критик Владимир Горшков. – Безусловно, такая работа очень актуальна. Это раньше народные танцы были такими, какими их представляли люди. Теперь же искусствоведы пришли к выводу, что фольклор требует сценической обработки. Допустим, мы с вами встретились на лужайке и можем без конца плясать одно и то же. Но на сцене так нельзя! В быту танцуют для себя, а на сцене – для зрителей. Поэтому фольклор нуждается в авторском преломлении. В показанном «Нардугане», по мнению балетного критика, есть и авторское видение, и драматургия. Конечно, нельзя сказать, что работа закончена. Владимир Горшков посоветовал коллективу обратить внимание на свет, на сочность костюмных красок, которые добавят ощущение праздника. Кроме того, спектакль нужно детально отработать. И дело тут не в количестве репетиций, а в количестве исполнений на сцене. – Танцоры не должны думать о последовательности движений – они должны танцевать. Образно говоря, надо из алмаза сделать бриллиант. Ручка, ножка, оп, ап, кивок – вот какая четкость нужна! Добившись этого, «Булгары», несомненно, выйдут на качественно новый уровень! – заверил Владимир Горшков. |