В конце прошлого года правительство России назвало моногорода, которые в сегодняшних условиях нуждаются в первоочередной помощи государства. В числе 27 попавших в список оказались два татарстанских города – Набережные Челны и Камские Поляны. | ||
Вчера члены рабочей группы во главе с заместителем председателя «Внешэкономбанка» Ириной Макиевой прибыли с ответным визитом в Набережные Челны и Камские Поляны, чтобы своими глазами оценить потенциальные возможности городов, обсудить их комплексные планы и подсказать, каким образом достать денег на их осуществление. Планы Набережных Челнов относительно развития сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса были восприняты благосклонно, так же, как и идеи Камских Полян, касающиеся туристско-оздоровительного комплекса. С остальным все не так просто… Не очень-то рассчитывайте… План модернизации экономики Набережных Челнов состоит из нескольких пунктов. Естественно, в первых строках значится развитие «КАМАЗа». Здесь мэр города Ильдар Халиков предлагает открыть пять новых производств: кабины нового поколения, автомобиля КАМАЗ с двигателем стандарта «Евро-4», переднего ведущего моста 6522 для тяжелых полноприводных автомобилей КАМАЗ, раздаточных коробок КАМАЗ-6524 и -5350 и сельскохозяйственной и строительной техники. Едва дослушав предложения Ильдара Халикова по этому вопросу, только первый пункт которого затребует почти 6,5 млрд. рублей, руководитель рабочей группы Ирина Макиева порекомендовала не очень-то рассчитывать на деньги инвестиционного фонда, созданного для моногородов. Их объем на 2010 год составляет 10 млрд. рублей на все 27 моногородов. А потому следовало бы попробовать достать средства через бюджетные кредиты от Минфина РФ. |
||
|
||
Как поделить Следующий пункт – развитие государственно-частного партнерства, которое подразумевает привлечение инвестиций в строительный и сельскохозяйственный бизнес, в том числе пищевую промышленность. Это открытие завода по производству листового стекла, индустриального парка строительных материалов, комбината замороженных пищевых продуктов «Здоровье нации», логистического центра «Круглое Поле» и производства автомобильных щелочных аккумуляторов повышенной мощности. Сегодня к этому перечню добавилось еще два проекта: создание завода по производству хлебобулочных и кондитерских изделий и завода по производству ржаного солода. – Мы не первый год знаем тех инвесторов, которые занимаются реализацией этих проектов, и высоко ценим их профессиональный уровень, – отметил заместитель министра сельского хозяйства РФ Олег Алдошин. – Но остается только непонятным, как разделить источники финансирования этих проектов? Помогите Третий пункт программы по модернизации города – снижение напряженности на рынке труда – вызвал наиболее ожесточенные обсуждения. Основной тезис Ильдара Халикова – сохранить численность работников на «КАМАЗе» в пределах 46 тысяч человек. – Мы просим Минтруд помочь сохранить людей на «КАМАЗе», иначе ситуация с безработицей на заводе усугубится. К уже сокращенным заводчанам добавятся еще 10 тысяч безработных. Мы просим при рассмотрении этих же программ, которые есть у Минтруда РФ по поддержке занятости, использовать три поправочных коэффициента, которые были введены правительством РФ 7 ноября в отношении АвтоВАЗа: при учете размера выплаты по общественным работам, по опережающему обучению, а также новых затрат, связанных с оснащением рабочих мест. Слова мэра Набережных Челнов замминистра здравоохранения и соцразвития РФ Максим Топилин всерьез не воспринял. – Сохранения заработной платы за счет бюджета не может быть. Нужно с Минпромторгом РФ посчитать ту численность, которая необходима, – предложил он градоначальнику. – Мы готовы принимать особые решения по моногороду, но направленные на перспективу, а не на консервацию. |
||
|
||
Ирина Макиева оценила потенциальные
возможности татарстанских моногородов |
||
Банки Пункт инвестиционного плана модернизации экономики города, касающийся развития малого и среднего бизнеса, пролил бальзам на душу собравшимся. Председатель правления ОАО «Российский банк развития» Сергей Крюков отметил, что в этом вопросе Набережные Челны двигаются в верном направлении, а банк, в свою очередь, будет продолжать радеть за увеличение региональной квоты кредитов для малых предприятий Татарстана. Единственное дополнение: мэрия города должна полнее информировать челнинцев о возможности получения кредитов по сниженным ставкам. Время на работу Проектом о реформировании жилищно-коммунального хозяйства и комплексной застройки жилых районов «Замелекесье», «Красные Челны», «Прибрежный» и «Яшьлек» московских чиновников заинтересовать не удалось. Слишком много денег на это потребуется. Консультации по всем пунктам еще не закончены. Совещания по доработке комплексного плана Набережных Челнов продолжаются в Москве. Руководитель рабочей группы по модернизации моногородов отметила огромное количество неточностей в составлении документа и несогласованность цифр, но есть время все исправить и доработать. – Для нас выделены три приоритетных города, в которых мы обязаны работать. Это Набережные Челны, Тольятти, Нижний Тагил. Помогать Челнам мы будем однозначно, – обещает Ирина Макиева. – Вопрос в том, что многое зависит от набора проектов. Мы проехали по нескольким предприятиям и увидели, что нужно добавить в программу, а что поменять в плане финансирования, чтобы для города это было более выгодно. Задача нашей группы – выявить и найти уникальные проекты, сформировать комплексный план, и ключевой вопрос в этом направлении – это баланс трудовых ресурсов. После небольшой доработки мы планируем вынести проект модернизации экономики Набережных Челнов на правительственную комиссию, которую возглавляет Игорь Шувалов. |