НА ЧТО НАДЕЯТЬСЯ МОНОГОРОДАМ?

Untitled Document

В конце прошлого года правительство России назвало моногорода, которые в сегодняшних условиях нуждаются в первоочередной помощи государства. В числе 27 попавших в список оказались два татарстанских города – Набережные Челны и Камские Поляны.

 

28 января «счастливчики» защищали проекты по модернизации своих экономик. Удачно или нет, смогут ли они рассчитывать на федеральную помощь и в каком объеме, – в нашем материале.
На прошлой неделе делегация татарстанских моногородов ездила со своими инвестиционными проектами в Москву. Там они были тщательно исследованы рабочей группой по модернизации моногородов при правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. Часть идей руководства татарстанских городов была отвергнута за несоответствие предъявляемым требованиям, часть отправлена на «доведение до ума».

Вчера члены рабочей группы во главе с заместителем председателя «Внешэкономбанка» Ириной Макиевой прибыли с ответным визитом в Набережные Челны и Камские Поляны, чтобы своими глазами оценить потенциальные возможности городов, обсудить их комплексные планы и подсказать, каким образом достать денег на их осуществление.

Планы Набережных Челнов относительно развития сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса были восприняты благосклонно, так же, как и идеи Камских Полян, касающиеся туристско-оздоровительного комплекса. С остальным все не так просто…

Не очень-то рассчитывайте…

План модернизации экономики Набережных Челнов состоит из нескольких пунктов. Естественно, в первых строках значится развитие «КАМАЗа». Здесь мэр города Ильдар Халиков предлагает открыть пять новых производств: кабины нового поколения, автомобиля КАМАЗ с двигателем стандарта «Евро-4», переднего ведущего моста 6522 для тяжелых полноприводных автомобилей КАМАЗ, раздаточных коробок КАМАЗ-6524 и -5350 и сельскохозяйственной и строительной техники.

Едва дослушав предложения Ильдара Халикова по этому вопросу, только первый пункт которого затребует почти 6,5 млрд. рублей, руководитель рабочей группы Ирина Макиева порекомендовала не очень-то рассчитывать на деньги инвестиционного фонда, созданного для моногородов. Их объем на 2010 год составляет 10 млрд. рублей на все 27 моногородов. А потому следовало бы попробовать достать средства через бюджетные кредиты от Минфина РФ.

 

 

Как поделить
деньги на всех?

Следующий пункт – развитие государственно-частного партнерства, которое подразумевает привлечение инвестиций в строительный и сельскохозяйственный бизнес, в том числе пищевую промышленность. Это открытие завода по производству листового стекла, индустриального парка строительных материалов, комбината замороженных пищевых продуктов «Здоровье нации», логистического центра «Круглое Поле» и производства автомобильных щелочных аккумуляторов повышенной мощности. Сегодня к этому перечню добавилось еще два проекта: создание завода по производству хлебобулочных и кондитерских изделий и завода по производству ржаного солода.

– Мы не первый год знаем тех инвесторов, которые занимаются реализацией этих проектов, и высоко ценим их профессиональный уровень, – отметил заместитель министра сельского хозяйства РФ Олег Алдошин. – Но остается только непонятным, как разделить источники финансирования этих проектов?

Помогите
сохранить людей!

Третий пункт программы по модернизации города – снижение напряженности на рынке труда – вызвал наиболее ожесточенные обсуждения.

Основной тезис Ильдара Халикова – сохранить численность работников на «КАМАЗе» в пределах 46 тысяч человек.

– Мы просим Минтруд помочь сохранить людей на «КАМАЗе», иначе ситуация с безработицей на заводе усугубится. К уже сокращенным заводчанам добавятся еще 10 тысяч безработных. Мы просим при рассмотрении этих же программ, которые есть у Минтруда РФ по поддержке занятости, использовать три поправочных коэффициента, которые были введены правительством РФ 7 ноября в отношении АвтоВАЗа: при учете размера выплаты по общественным работам, по опережающему обучению, а также новых затрат, связанных с оснащением рабочих мест.

Слова мэра Набережных Челнов замминистра здравоохранения и соцразвития РФ Максим Топилин всерьез не воспринял.

– Сохранения заработной платы за счет бюджета не может быть. Нужно с Минпромторгом РФ посчитать ту численность, которая необходима, – предложил он градоначальнику. – Мы готовы принимать особые решения по моногороду, но направленные на перспективу, а не на консервацию.

 

Ирина Макиева оценила потенциальные
возможности татарстанских моногородов

 

Банки
поддержать готовы

Пункт инвестиционного плана модернизации экономики города, касающийся развития малого и среднего бизнеса, пролил бальзам на душу собравшимся. Председатель правления ОАО «Российский банк развития» Сергей Крюков отметил, что в этом вопросе Набережные Челны двигаются в верном направлении, а банк, в свою очередь, будет продолжать радеть за увеличение региональной квоты кредитов для малых предприятий Татарстана. Единственное дополнение: мэрия города должна полнее информировать челнинцев о возможности получения кредитов по сниженным ставкам.

Время на работу
над ошибками есть

Проектом о реформировании жилищно-коммунального хозяйства и комплексной застройки жилых районов «Замелекесье», «Красные Челны», «Прибрежный» и «Яшьлек» московских чиновников заинтересовать не удалось. Слишком много денег на это потребуется.

Консультации по всем пунктам еще не закончены. Совещания по доработке комплексного плана Набережных Челнов продолжаются в Москве.

Руководитель рабочей группы по модернизации моногородов отметила огромное количество неточностей в составлении документа и несогласованность цифр, но есть время все исправить и доработать.

– Для нас выделены три приоритетных города, в которых мы обязаны работать. Это Набережные Челны, Тольятти, Нижний Тагил. Помогать Челнам мы будем однозначно, – обещает Ирина Макиева. – Вопрос в том, что многое зависит от набора проектов. Мы проехали по нескольким предприятиям и увидели, что нужно добавить в программу, а что поменять в плане финансирования, чтобы для города это было более выгодно. Задача нашей группы – выявить и найти уникальные проекты, сформировать комплексный план, и ключевой вопрос в этом направлении – это баланс трудовых ресурсов. После небольшой доработки мы планируем вынести проект модернизации экономики Набережных Челнов на правительственную комиссию, которую возглавляет Игорь Шувалов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*