«МОЛОДАЯ» НАУКА В МОЛОДОМ ВУЗЕ

Untitled Document

8 февраля российские ученые отмечали свой профессиональный праздник – День российской науки. Для нашего молодого, недавно перешагнувшего пятилетний рубеж вуза проведение Дней российской науки – это не только повод оценить проделанную за этот период времени работу, но и возможность заглянуть в день завтрашний, акцентировать внимание на актуальных задачах и существующих проблемах.

 

Проректор по научно-методической работе, кандидат социологических наук
Светлана Леонидовна Иванова и будущие молодые ученые –
совет студенческого научного общества НГТТИ

 

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт сегодня – это многоуровневое учебное заведение, сохраняющее традиции славного прошлого, осуществляющее подготовку высококвалифицированных специалистов среднего и высшего профессионального образования для сферы торговли и общественного питания. Для этой цели в нашем институте задействованы все кафедры, которые являются центром научной работы профессорско-преподавательского состава; созданы учебно-научные лаборатории и активно используется творческий потенциал молодых ученых и студентов.

Безусловно, научные направления, научные школы, представителями которых являются преподаватели кафедр – это основа нашей науки, без них никак нельзя. В период преобразований уже сложившиеся научные школы становятся хранителями традиций, примером стабильности; и вместе с тем именно они призваны привлекать новых людей из числа молодых ученых, аспирантов института, чтобы задавать более динамичный творческий ритм научному исследованию.

Но разговор сегодня в большей мере хочется вести о «молодой» науке: чем она живет, что ее волнует, какие проблемы и трудности испытывает?

В научной карьере молодого человека можно выделить несколько ключевых моментов: участие в научно-исследовательской работе в процессе обучения в вузе, накопление определенного научного опыта, поиск области своих научных интересов; окончание вуза, поступление на работу и продолжение научных исследований, либо обучаясь в аспирантуре, либо реализуя свой научный потенциал на кафедре в лаборатории; защита кандидатской диссертации и принятие решения о месте продолжения научной деятельности. Как со всем этим обстоит дело у нас?

В НГТТИ активно работает студенческое научное общество (СНО), Совет СНО, в который входят председатели кафедр СНО, руководители отделов из числа самых инициативных, ответственных студентов, занимающихся наукой серьезно, кропотливо, настойчиво практически с первого дня обучения в институте. Именно они являются главными вдохновителями, организаторами, участниками ставшей уже традиционной Всероссийской конференции «Студенчество в науке – инновационный потенциал будущего», которая ежегодно в апреле проводится в нашем институте. Однако их деятельность не ограничивается только этим, большим и значимым мероприятием. В институте по-стоянно действуют научные кружки, «Школа исследователей» для первокурсников; студенты участвуют в региональных, республиканских и всероссийских конкурсах, форумах; осуществляется сотрудничество с научным обществом учащихся (второй год в Дни науки учащиеся школ города, активно занимающиеся наукой, посещают кафедры и лаборатории института) и т. д.

Вместе с тем, нехватка профессиональных кадров остается наиболее острой проблемой науки сегодня. И сколько бы мы ни вкладывали в развитие науки, все вложения окажутся малоэффективными, если мы не сумеем добиться постоянного притока в нее талантливой и энергичной молодежи.
И здесь одним из факторов, способным удержать инициативного молодого специалиста в вузе, является соответствие уровня лабораторий его научным интересам и изысканиям, а также современным требованиям науки и инновациям.

В настоящее время в институте создано семь учебно-научных лабораторий. Есть среди них уникальные, поскольку на их базе мы единственные на сегодняшний день в городе готовим специалистов для предприятий торговли и общественного питания – технологов, товароведов. Оснащение этих лабораторий современным оборудованием позволяет проводить научные исследования молодым ученым (аспирантам и соискателям), а также продолжать научную работу уже состоявшимся ученым по своим научным направлениям.

Хотелось бы отметить и то, что для научной деятельности молодых ученых в нашем институте созданы оптимальные условия. В НГТТИ успешно работает «Школа молодых ученых», деятельность которой позволяет мотивировать молодых педагогов к научным изысканиям, диссертационным исследованиям. И способы мотивации здесь существуют самые разные: оплата научных командировок, очного и заочного участия в международных научных конференциях, публикаций в изданиях ВАК; материальное вознаграждение при защите диссертации и ряд других.
Безусловно, существует и ряд проблем, которые требуют постоянного поиска путей их разрешения:

– отсутствие аспирантуры, диссертационных советов в городе, республике по нашим профильным специальностям, что создает трудности в подготовке кадров высшей квалификации в области товароведения и технологии продуктов питания;

– сложности во взаимодействии вуза и бизнес-сообщества, в интеграции науки образования и производства и ряд других.
Вместе с тем, останавливаясь на проблемах, нельзя не обозначить и реальные возможности развития науки в вузе: обеспечение непрерывной цепочки – талантливый школьник – студент, занимающийся наукой в вузе – молодой ученый.

Организация межвузовских студенческих, аспирантских исследовательских сообществ по принципу общности изучаемых проблем; возрождение среды научного сотрудничества аспирантов, докторантов, научных руководителей из различных вузов города, региона, страны. Молодая наука в вузе необходима сегодня для обновления идей, «мозгов», поступательного развития науки в целом.

На правах рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*