Людмила Иванова: «ДЕРЗАЙТЕ, ЭЛЬДАР АЛЕКСАНДРОВИЧ!»

У любимого режиссера Эльдара Рязанова, подарившего зрителям нестареющие «Карнавальную ночь» и «Гусарскую балладу», «Иронию судьбы…» и «Гараж», «Берегись автомобиля» и «Вокзал для двоих», 18 ноября – юбилей. Накануне этого события свое восхищение гениальным киномастером выразила через «Новую неделю» народная артистка РСФСР Людмила Иванова, сыгравшая знаменитую общественницу Шуру в картине «Служебный роман».

«Рязанов – моя визитная карточка»

– Вы знаете, однажды я среди многих наших «звезд» приехала в Китай. Конечно, их узнавали не всех, потому что они были пожилые, а меня узнали – ко мне подбежали студенты. Оказывается, они изучают русский язык по фильму «Служебный роман»! Они кричали: «Шюра к нам приехала! Шюра приехала!». Если они изучают русский язык не по военным и патриотическим фильмам, а по «Служебному роману», это говорит о том, что Эльдар Александрович умеет угадывать социальные пласты, героев нашего времени, он большой умница. Вы знаете, после этой поездки я уже твердо убедилась, что Рязанов – это моя визитная карточка.

– Людмила Ивановна, вы познакомились с Эльдаром Рязановым уже перед съемками «Служебного романа» или задолго до вашей «звездной» роли?

– Задолго. В середине 1960-х я хотела сниматься в его картине «Зигзаг удачи», очень просилась туда, хотела даже предоставить пробное фото, но мне сказали, что я там не нужна. Расстроенная, я ушла, и вдруг, спустя несколько лет, меня приглашают в «Служебный роман» – конечно, я была счастлива! Прибежала на студию, где Эльдар Рязанов сказал мне: «Я видел вас в фильме «Помни имя свое», и мне так понравилась сцена в будке, когда вы говорите с Польшей, что я почувствовал, что я вас знаю».
А сниматься в картине Рязанова было просто наслаждение и праздник: Эльдар Александрович любит артистов, верит в них, а это главное, потому что тогда мы начинаем творить чудеса! У Рязанова была самая настоящая команда.

– Вы долго обсуждали вашу роль Шуры с Рязановым?

– Да не обсуждали вовсе! Я попробовалась, и Рязанов сказал: «Мне все нравится, и именно так вы будете играть! А если будет что-то не так, я вам скажу. Главное, помните: вы одновременно должны сыграть и профсоюз, и партбюро». Конечно, по сценарию Рязанова моя героиня Шурочка была не очень положительная, но я по своей натуре всегда стремлюсь в своих героинь привнести что-то хорошее, и в итоге Шура получилась доброй, пусть иногда и глуповатой. Особенно меня восхитило, когда уже на экране я увидела, что моя героиня смотрит на преображенную начальницу без тени зависти – один восторг.

Во многом заслуга Рязанова заключалась и в том, что после конца советской власти ко мне на улице подходили старушки и говорили: «Шурочка, спасибо вам за то, что вы устраивали наших детей в лагеря, а нас в больницы и дома отдыха». Все это означало, что меня полюбили.

«Железного кулака» не было

– Внешне Эльдар Рязанов производит впечатление добродушного и мягкого человека. А каков он как режиссер? Часто ли он держал съемочную группу в «железном кулаке»?

– «Железного кулака» не было, но дисциплина была: ты гримируешься, а тебе уже кричат: «Иванова, на площадку!» – и, едва загримировашись, ты идешь играть. А ведь такого в кино почти никогда не бывает – тот же свет ставится у многих очень долго… Но в «Служебном романе» все происходило быстро и четко. Все это говорило о мастерстве Рязанова. Те же актеры: хотя многие из них были из разных театров, они мгновенно начинали понимать пожелания режиссера, его задачи, его идеи и работали, как команда. Это уже не просто мастерство, а талант, огромная человеческая доброта и большое желание Рязанова сказать людям что-то хорошее, ободрить их, послать им какую-то надежду. Обратите внимание: в фильмах Эльдара Рязанова были чаще всего именно простые люди – это даже подчеркивало платье моей Шуры, которое считалось у нее едва ли не единственным.

– Не показалось ли вам после этих съемок, что вы – рязановская актриса?

– Наверное, да. И не только мне. Многим людям после «Служебного романа» стало казаться, что я снималась во всех фильмах Рязанова, хотя я снялась только в двух.

«Сцена с бубликовым особенно дорога»

– Работа над каким эпизодом вам особенно дорога в «Служебном романе?

– Я помню, что в сцене у «траурного» портрета Бубликова у Рязанова была только одна просьба: «Сыграйте от портрета Бубликова спиной – так, чтобы все поняли, что сейчас он будет вас бить!». Я постаралась – вся замерла, напряглась и пошла к лифту! Но любимую мою сцену из «Служебного романа», к сожалению, вырезали – я должна была бежать по институту и кричать: «Это не я виновата! Это в больнице все перепутали – умер однофамилец, а позвонили нам! А что мне теперь делать? Я на общественные деньги и оркестр заказала, и венок купила! Да я бы сама померла, да фамилия другая – не подойдет», а Бубликов должен был идти на меня с кулаками. И я, увидев это, должна была крикнуть: «Да здравствует живой товарищ Бубликов! Ура!» и обнять его. Сцену эту придумал лично Рязанов, но вырезали ее, видимо, потому, что отсняли материала много, а я все-таки не была главной героиней.

– Вы переживали?

– Ужасно переживала! Но мне, хотя и в неозвученном виде, подарили эту сцену, и я ее очень долго показывала на различных своих концертах, пока она практически не затерлась.

– Чувствую, вы сожалели, что за 14 лет он вас пригласил лишь в две картины…

– Конечно, сожалела! Наверное, многие артисты умеют напроситься в фильм, но я всегда стеснялась. Я готова была сниматься у Рязанова всегда-всегда-всегда, но он не звал. И все-таки я очень рада, что меня хвалили за мою небольшую роль Клавы в «Небесах обетованных». Помните эпизод с котом и котенком, где я говорю: «Ешь, ешь! Ты не представляешь, сколько голодных кошек на свете!». Наверное, зрители поняли, что я подразумеваю и людей.

– Некоторые зрители и эксперты считают, что Рязанову уже не под силу снять фильмы о нашем времени, так как он человек другой эпохи…

– Почему не под силу? Наше время способно вызвать то протест, то необходимое людям ободрение. Уверена, умному человеку абсолютно несложно сделать об этом фильм. Я бы сказала: «Дерзайте, Эльдар Александрович! Лишь бы были здоровье и силы». И думаю, что у него есть силы – мне вообще подумалось, что сейчас он даже помолодел…

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. У героини этой актрисы еще такой характерный узнаваемый голос — как говорит в фильме Ахеджакова: «До чего же противный голос!» Голос времени — СССР: заседаний, очередей и пр. и пр. «Я стояла!» «А вы где гуся брали?» ))))

  2. А мне, чес слово, кажется, что эта актриса — и по жизни такая. читала вот интервью и представляла ее именно такой! или может она роль свою так талантливо сыграла, что я ее теперь так прочно с героиней увязываю?

  3. Хороший фильмец. Тут тебе и общество, и любовь, Человек, власть- все всласть.
    Рязанов- вне времени и вне конкуренции.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*