В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО С ГЛЕБОМ СКОРОХОДОВЫМ

Untitled Document

Один из лучших телевизионных рассказчиков Глеб Скороходов поведал «Новой неделе» о своем
новом проекте, а также
о том, почему в телеэфире больше нет его биографической программы
«В поисках утраченного».

 

Популярность –
когда к тебе относятся с душой

– Глеб Анатольевич, на нашем телевидении практически не осталось ведущих с богатым опытом общения с великими людьми из мира науки, кино, театра, музыки, с умением своим рассказом заинтересовать зрителя. Неужели в основе лежит популярность будущего ведущего?

 

«Сейчас мы готовим 12-серийную программу, которая будет
не похожа на передачу «В поисках утраченного»,
но материал для нее будет также исторический»

– Сейчас многие цитируют Владимира Познера, который полушутя бросил такую фразу: «Если каждый день по телевидению показывать голую задницу лошади, то она станет популярной!» Я с этим не вполне согласен, потому что есть еще понятие «известный», и эта зад-
ница может стать известной, но никак не популярной.
А для меня популярность – когда к тебе люди относятся с душой и ты им чем-то симпатичен, поэтому разница между известностью и популярностью есть. И когда мы приступили к новому проекту, прежде всего думали о том, чтобы это было людям интересно, волновало их по-человечески, а не из-за того, что в этой программе будут появляться симпатичные лица.

– Почему же ваш цикл «В поисках утраченного», который был зрителям именно интересен, исчез с экранов ТВ?

– Недавно, а именно в мае, был день памяти легендарной телеведущей Валентины Леонтьевой. Вместе с работниками телевидения мы поехали в Ульяновск, где она умерла, и на всех мероприятиях, посвященных Леонтьевой, было много народа – люди помнят и любят ее до сих пор. Конечно, она была убедительной актрисой, умела говорить с людьми, но в какой-то момент решила, что ее программу «От всей души» показывать уже не стоит, потому что пошли повторы.

Когда мы решили закончить цикл «В поисках утраченного», то пришли к выводу, что в 63 программах рассказали обо всех лучших людях советского экрана и театра. Но в том же Ульянов-
ске практически на каждом шагу нас останавливали и говорили: «Мы вас любим и смотрим», – как я понял, уже по кабельному телевидению.

Зрителям важно дать возможность смотреть то, что шло по телевидению раньше, потому что, как мне говорили друзья, та же программа «В поисках утраченного» ничуть не устарела, а смотрелась так, будто сделана сегодня. Сейчас развита клиповая подача материала, создатели программ хотят сделать все очень быстро, и когда это касается биографических передач, в них появляется много отрицательного о героях.

«Тайны граммофона»

– Если этот цикл позади, то что ждет ваших зрителей впереди?

– Сейчас мы готовим 12-серийную программу, которая будет не похожа на передачу «В поисках утраченного», но материал для нее будет также исторический. Проект называется «Тайны граммофона» и расскажет о жизни нашей страны со дня изобретения граммофона на основе пластинок. Программа показывает не только вкусы слушателей, но и их самих.

К примеру, если вы читаете рассказ ученого о том, как он работал над первыми телевизионными опытами в нашей стране в конце 30-х, то вам следует знать, что этот рассказ есть и на пластинках. Они хранят много документальной истории, не говоря уже о песнях тех лет. Но даже с песнями есть одна очень интересная вещь, о которой обязательно нужно сказать.

Режиссер, с которым я работаю над этой программой, подготовил две программы под названием «Песни войны», и представьте себе, что там нет ни одной песни, которые у нас крутят с утра до вечера в праздник Победы! И мало кто знает, что самая первая песня, появившаяся в годы войны, была исполнена замечательной певицей Ниной Александринской и называлась «Иди, любимый мой, родной,/ Пришел суровый час разлуки…». Конечно, нам не уйти от той же «Священной войны», но важно помнить, что были еще и песни, который пели Борис Чирков, Николай Крючков и другие исполнител и в разных фильмах, хотя те картины и не пользовались такой популярностью, как скажем, «Два бойца». Но все равно очень странно, что «Шаланды, полные кефали» на конкурсе военной песни становятся лучшей песней о войне! Материал же у нас гораздо богаче!

Бум-бум забивает музыку!

– Не ошибусь, если предположу, что с музыкой вы с давних пор на «ты?

 

– Я часто говорил о своем увлечении пластинками, которое началось у меня с детства, а на производственную практику меня направили в Дом звукозаписи, который раньше располагался на улице Качалова. Все советские исполнители записывались там, и я часто спускался вниз и смотрел, как поют Утесов, Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко…
– Теперь их песни часто перепевают, но серьезных явлений в музыке, и тем более в музыке кино, не видно. Вы согласны?
– В нашем кино после Андрея Петрова, который писал потрясающие вальсы и песни к фильмам Эльдара Рязанова, уже никто хорошо не работал! Он писал такие фокстроты и танго, что люди на месте усидеть не могли! Да, умер Петров, но живы же другие – тот же Эшпай!

«Валентина Леонтьева
была убедительной актрисой»

Проблема хорошей музыки в кино прежде всего в сценарии, а он должен строиться так, чтобы дать возможность прозвучать музыке. Сейчас композиторы сочиняют прекрасные мелодии, но сценарий такой, что музыка только начинается, а потом звучит сплошной бум-бум-бум, то есть разговор. Ну кто сейчас решится дать спеть в фильме песню наподобие «Пяти минут» из «Карнавальной ночи», которая, кстати, тоже идет пять минут, к тому же без всяких перебивок и остановок? Может быть, в обществе утрачен песенный дух, который был в конце 20-х – 30-х годах… В тех же 40-х его было меньше, но тот же Дунаев-
ский, сидевший из-за борьбы с космополитизмом без работы, благодаря смелости Пырьева, предложившего ему работу над «Кубанскими казаками», смог написать 16(!) музыкальных номеров!

 

Наблюдатель – это не зритель
– Большинство выпусков программы «В поисках утраченного» посвящалось актерам кино. Какие чувства у вас вызывает нынешний российский кинематограф?
– Мне кажется, многие современные киносоздатели думают о том, чтобы прежде всего фильм был фестивальным, чтобы вызвал изумление как у публики, так и у жюри, но к чему может привести это изумление сейчас? Недавно вышла очередная картина по пьесе Чехова «Вишневый сад» – в кинотеатре «Октябрь» я выдержал двадцать минут, моя дама – на десять минут больше, но сказала, что надо было уходить сразу. Почему? Потому что в фильме не было человеческого содержания! Все, что угодно, с Чеховым можно делать в театре, но кино – очень специфическое искусство, к нему требуется особый подход, и цена ошибки очень велика.
Для меня кино – то, которое трогает сердце, и если я его смотрю и не переживаю, то это не кино. В начале года я пошел с племянником смотреть «Аватар» – поначалу думал, что это экшн, трюковой фильм, хотя его снимал режиссер с огромным опытом. Но уже через пять минут я был увлечен – начал сопереживать героям. Важно именно сопереживать в кино, а не быть наблюдателем, потому что наблюдатель – это не зритель, и его ничего не волнует.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*