Ребенок пошел в первый класс, и начались первые проблемы: он неохотно собирается в школу, не может найти себе новых друзей, не внимателен и рассеян. Это вполне типичная ситуация, ведь ребенок проходит процесс адаптации. Чтобы малыш благополучно пережил этот сложный этап, ему надо помочь. Как именно – об этом рассказала психолог-консультант семейной клиники «Танар» Лариса Отиева. |
|
Важно пробудить у ребенка интерес к учебе
|
Повышаем самооценку Проблема для школы и родителей – это немотивированные к учебе дети. Или же учебная мотивация находится не на должном уровне. Вроде, и возраст уже подошел, и с вступительными тестами ребенок справился, но если отсутствует психоэмоциональная готовность к школе, в дальнейшем у него появится дискомфорт (ведь это уже не детский сад, там другие отношения и правила). И сам по себе он не исчезнет, для этого нужно внимательное отношение к первокласснику и со стороны родителей, и педагога. – Понятно, что родителям нужно внимательнее относиться к детям в этот период. Во-первых, необходимо построить доверительные отношения с педагогом, внимательно прислушиваться к его рекомендациям. Нельзя махать на своего ребенка рукой и говорить: «Да все будет хорошо». Не будет! Если малыш не хочет идти в школу, значит у него, на то есть веская причина, – отметила Лариса Отиева. И ни в коем случае нельзя говорить с ребенком на повышенных тонах и тренировать на нем командный голос. Забудьте фразы: «Ты опять что-то плохо сделал!» или «Ты снова не выполнил моего задания!». Наоборот, подбадривайте своего малыша словами: «Ты сегодня лучше» или «Ты сегодня был внимательнее». При этом, спрашивая у педагога о делах ребенка в школе, также подводите его к позитивным моментам.о его успехах Педагогу также необходимо понимать, что выше своей головы первоклассник все равно не прыгнет. Если он, образно говоря, может подняться по лестнице, ступая на каждую ступень, то вы его никак не заставите вбежать по ней сразу через две – он попросту упадет. Так же и в учебе. Прежде чем начать от ребенка что-то требовать, нужно поинтересоваться, что он умеет. Если учитель просит первоклассника прочитать что-то, а у него не получается, то ребенок, естественно, подумает, что он глупый. У него падает самооценка. А если попросить его выполнить то, что он умеет, то его за это можно похвалить, а если ребенка хвалят, значит, растет его самооценка. Экспериментируйте! Очень важно в начальных классах пробудить в ребенке любовь к познавательным и позитивным действиям и желание достичь конечного результата собственными силами, к примеру, чтобы он просил не машину, а, допустим, конструктор, микроскоп или подзорную трубу. Это способствует развитию любознательности. Дети должны каждый день открывать что-то новое для себя. Хорошо, если в этом им помогут родители. Например, налейте на салфетку и на стол немного воды, обратите внимание чада на то, что бумага промокла, а стол не впитывает влагу, и спросите, почему? Такие эксперименты дадут ребенку возможность думать и анализировать. – Конечно же, развитие детей во многом зависит от педагога. Разговор родителей с учителем должен выстраиваться так, чтобы раскрыть ребенка наставнику. Нужно заранее сказать, что у первоклашки получается лучше, а что дается с трудом, и попросить какие-то рекомендации. То есть надо дать понять педагогу, что родители готовы помочь своему ребенку быть успешным. Но если мамы и папы будут думать, что они отдали сына или дочь в школу и на этом их миссия завершена, то и обучение будет соответствующее. Будут учить в итоге тех, у кого более развито внимание, память и другие способности, – сказала Лариса Отиева. По окончании начальных классов у ребенка в идеале должно сложиться стабильное позитивное отношение к учебе, мотивация на получение знаний находится на высоком уровне. Лишь тогда он будет успешен в школе. – Если родители наблюдают гиперактивность, повышенную утомляемость в поведении ребенка, то им необходимо проконсультироваться со специалистами: невропатологом, нейропсихологом. Обращение к психологу не помешает, если отмечается агрессивность или замкнутость детей. Причин такого поведения может быть несколько: неуверенность в себе, социальные нормы, принятые ребенком в семье. Важно вовремя помочь малышу поверить в свои возможности, – подчеркнула Лариса Отиева. Дети-звезды У ребенка может отпасть желание идти в школу, если у него не складываются отношения со сверстниками. Дети в классе совершенно разные. И это хорошо, если ваш сын или дочь идет в школу вместе с каким-нибудь Петей из соседнего подъезда, с которым он и в детский сад ходил. А если малыш идет в школу, где у него нет знакомых… – Есть самодостаточные дети, которые притягивают других малышей. А есть те, кто, наоборот, ищет себе в друзья умных и сильных. Иногда они бывают больше прилипалами. Кстати, таких ребят тоже необходимо сводить к психологу. Бывают в классе и звездные дети, которые считают, что они самые лучшие, поэтому не хотят ни с кем общаться. И насколько эта «разношерстная» группа будет дружной, зависит от педагога. Участие в выполнении какой-либо совместной работы позволит детям почувствовать свою значимость. И это чувство удовольствия от действия, когда он играет не меньшую роль, чем другие, дает ему уверенность в себе, – пояснила наша собеседница. Часто после первой или второй четверти у детей намечается отставание, это может быть связано с недостаточным развитием мелкой моторики рук, утверждают специалисты. Поэтому родителям рекомендуется обратить внимание на связную речь и правописание. Если речь недостаточно связная или ребенок пишет с ошибками (пропускает буквы, замещает их на другие), нужно посмотреть на то, как он владеет своими пальчиками. Развитие мелкой моторики при помощи специалиста или какой-то литературы даст свой позитивный результат. – Желательно, чтобы родители способствовали развитию индивидуальных способностей своих детей, учитывая их физические и умственные возможности, – продолжила Лариса Отиева. – И для этого в нашем распоряжении бассейны, спортивные секции или музыкальные школы, центры дет- |