БОЛЬШЕ ЭКОНОМИЯ – ВЫШЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Подвести производственные итоги работы Нижнекамской ГЭС в 2010-м и поделиться планами на годы ближайшие мы попросили главного инженера предприятия Альберта Каримова.
 

 

От плана
не отклоняемся

– Альберт Музагитович, на Нижнекамской ГЭС в 2010 году было запланировано к реализации 34 инвестиционных проекта. Что из намеченного вы выполнили?

– Все, что было включено в план на 2010 год, мы реализовали: и по проектным работам, и по строительно-монтажным. Реконструкция и модернизация станции идет по графику. Отставаний нет. Незавершенным у нас остался только один объект – генераторные выключатели: их реконструкция, как и предполагалось, перейдет на 2011 год. Все остальное мы завершаем. Выделенные деньги осваиваем.

– В начале года вы полностью автоматизировали систему регулирования 11-го и 12-го агрегатов. А когда станцию ожидает полная автоматизация?

– Автоматизация Нижнекамской ГЭС и так составляет 100%. Это было предусмотрено проектом. А на 11-м и 12-м агрегатах мы модернизировали системы регулирования, так как прежние, выпущенные еще в 70-е годы прошлого века, устарели морально и физически. На это оборудование уже нет запасных частей! Поэтому на Нижнекамской ГЭС было принято решение начать модернизацию системы регулирования агрегатов. 11-й и 12-й мы сделали. Сейчас ведем работу по модернизации системы регулирования на 9-м и 10-м агрегатах. Планируем ввести их в строй уже в апреле 2011-го, так что во время паводка уже четыре наших агрегата будут работать с модернизированной системой управления.

– Что это даст?

– Во-первых, это очень хорошо для машиниста и начальника смены станции. Они могут, не вставая с рабочего места, зайти в компьютер и посмотреть все параметры агрегата – температуру, уровень масла, открытие направляющего аппарата. Однако это не единственное достоинство модернизации.

Во-вторых, поскольку обратные связи здесь будут не тросовые, а электрические, то и агрегат станет очень точно отрабатывать так называемую «комбинаторную зависимость». Это значит, что каждому открытию направляющего аппарата будет соответствовать такой разворот лопастей, при котором достигается максимальный КПД агрегата. Таким образом, совершенствуя технику, мы добиваемся наиболее эффективного использования потока воды. Это позволит нам, во-первых, экономить ресурсы, а во-вторых, при том же количестве используемой воды производить больше электроэнергии.

 

МАРКОЙ «ИНВЭНТ» ДОВОЛЬНЫ
– Кто поставляет оборудование на Нижнекамскую ГЭС?
– Турбинное оборудование нам поставляет петербургское ОАО «Силовые машины», генераторы – Новосибирский завод тяжелого машиностроения и предприятие «Электросила» (Санкт-Петербург). Элегазовые выключатели – фирма «АВВ».
А вот выключатели для КРУ на ГЭС поставляло молодое татарстанское предприятие «ИНВЭНТ». Это оборудование очень компактное, удобное в обслуживании, так что мы остались очень довольны.

Мы –
молодая станция

– До недавнего времени на реконструкцию и модернизацию Нижнекамской ГЭС выделялись сравнительно небольшие средства. С чем это связано?

– Действительно, еще пять-шесть лет назад на ремонт и реконструкцию станции деньги выделялись в гораздо меньшем объеме, чем сейчас. А связано это с тем, что мы – сравнительно молодая станция: в 1979-м был запущен первый агрегат Нижнекамской ГЭС (в прошлом году мы отмечали 30-летие этого знаменательного события), и на протяжении 25 лет считалось, что мы еще достаточно «свежие» и оборудование не изношено.

– А каков средний возраст гидроэлектростанций в других городах?

– По Волжско-Камскому каскаду самыми молодыми считаются Чебоксарская и Нижнекамская ГЭС. А все остальные – Воткинская, Камская, Жигулевская – отработали уже по 40, 45, 50 лет. Многие станции в стране были построены еще в послевоенные годы… Именно по этим, совершенно объективным причинам финансировали нас меньше, чем такие тепловые станции, как Казанская ТЭЦ или Заинская ГРЭС.

Ну а теперь, поскольку мы перешагнули 30-летний рубеж, средств нам стали выделять больше. Вот, например, срок службы оборудования ОРУ-500 – 25 лет. По их истечении мы должны произвести замену. Раньше там стояли воздушные выключатели на 500 кВ, и зимой, когда температура опускалась ниже 25 градусов, они накладывали существенные ограничения на нашу работу.

Поэтому была принята «Программа реконструкции оборудования Нижнекамской ГЭС», согласно которой мы, в первую очередь, поменяли воздушные выключатели ОРУ-500 на элегазовые, не требующие ежегодного ремонта и вложения больших денег. Их ресурс – 30 лет без капитального ремонта и разборки. Мы должны проводить только техническое обслуживание.

Вторым этапом мы проводим реконструкцию генераторных выключателей. Поменяли уже половину из них – четыре. В этом году начали еще два, на следующий планируем замену последней пары (они будут введены в 2012 году). Завершение этих работ приведет к высвобождению ремонтного персонала, а значит, – экономии.

В последние два года мы проводим модернизацию и основного турбинного оборудования. С 2010-го, например, начали замену отработавших свой срок гидравлических подпятников. На 2011-й запланировано начало реконструкции уже направляющего аппарата. Все это прописано в инвестпрограмме, и надеемся, финансирование будет выделяться в том же объеме.

 

Стопроцентная автоматизация станции позволяет машинисту
отслеживать все параметры агрегатов
 

Авария:
выводы сделаны

– Альберт Музагитович, не могу не затронуть в нашем разговоре тему аварии, случившейся на Нижнекамской ГЭС в мае этого года. Прошло уже полгода. Известно ли теперь, что стало причиной этой трагедии? И какие выводы были сделаны на станции?

– Действительно, 12 мая на нашей станции произошел взрыв-хлопок компрессора синхронного компенсатора, из-за которого пострадали наши работники. Один из них – начальник турбинного цеха Юрий Харчев – попал в зону поражения ударной волны и получил травмы, не совместимые с жизнью. Так же трагически оборвалась жизнь начальника караула пожарной части №18 Александра Нилова, который, проводя разведработу в машинном зале, где было сильное задымление, провалился в открытый ремонтный люк…

На сегодня мы провели полную диагностику оставшихся двух компрессоров, трубопроводов с замером толщины всех сварных швов. Подготовили оборудование для ввода в работу. Получим заключение Ростехнадзора и после этого включим.

Официальное техническое расследование аварии пока не завершено. Со своей стороны все выводы мы, конечно, сделали. Скорее всего, эту небольшую компрессорную, где произошел взрыв-хлопок, мы с 43-й отметки (взрыв произошел на глубине 22 метра – прим. ред.) выведем наверх. Для этого необходимо подготовить проект, добиться его финансирования и закупить оборудование. Генпроектировщик уже дал согласие на участие в этих работах. Мы считаем, что действительно было неправильно опустить компрессоры на такую низкую отметку.

– Но что бы изменилось, если бы они были наверху?

– Будь они наверху, взрывом выбило бы окна в помещении – и все. А на глубине получилась большая взрывная волна, из-за которой и пострадали люди.

На правах рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*