Как справиться с уборкой снега в XXI веке?

Хоть и говорят, что у природы нет плохой погоды, нынешняя – головная боль как для коммунальных служб и водителей, так и для пешеходов. Как на самом деле в таких непростых условиях должна работать снегоуборочная техника, «Новой неделе» рассказал заведующий кафедрой дорожно-строительных машин Московского автодорожного института (МАДИ).
 

 

Не сыпь нам соль…

Раньше снегоуборочная техника работала быстрее, потому что автомобилей было меньше, дороги были свободнее, времени на их уборку тратилось больше. Сегодня борьба с последствиями снегопада должна стать для коммунальных служб такой же боевой задачей, как для военных, у которых, допустим, танки должны пройти определенный маршрут в сжатые сроки. Российские дороги по своему типу и пассажиропотоку разные, и набор снегоуборочной техники не может быть для них одинаковым.

Мы в МАДИ усиленно занимаемся испытанием современных комбинированных дорожных машин, предназначенных для уборки снега, борьбы и предот-вращения гололеда, применения антигололедных материалов, и это задача непростая. Потому что возникает ряд вопросов: какая машина должна оказаться в том месте, где выпадает значительное количество снега. Вопрос экономичности – за какой период она должна все это убрать, экологический – какие антигололедные материалы и с какой точностью должна распределить, какие из них приносят вред, а какие нет.

Что касается антигололедных материалов, то сегодня имеется распределение песка, смеси песка с солью, соли и различных реагентов. Все это используется – что-то более эффективно, что-то менее, но в ряде регионов нас уверяют, что нельзя применять соль, а только реагенты. Другие возражают уже против реагентов, так как это вредно для природы, но это отдельная тема. Можно ли обойтись только гравийной крошкой и песком? Наверное, но что потом делать с уборкой этого песка, как это влияет на коллекторы для стока воды, не забивает ли он их, а если забивает, то возникает вопрос о влиянии этого всего на природу. В общем, экологическая составляющая очень серьезная. И вопрос, чем дышат люди, тоже важен, когда мы собираемся быстро ликвидировать последствия снегопада.

Нужна
мощная техника

Сейчас в России имеется набор модификаций снегоуборочной техники для городских трасс, базирующихся в основном на автомобилях КАМАЗ, поскольку это высокопроизводительные машины. Есть и маленькие – на колесных тракторах, и различные мини-машины для уборки вспомогательных дорог и тротуаров. Раз мы говорим об обеспечении техникой магистралей, возникает вопрос: какими должны быть машины, чтобы справиться с качественной и быстрой снегоуборкой магистралей? Мы пробуем создавать такие автомобили на базе камазовской техники, навесное оборудование есть из Дании, Германии, Чехии. Но недавно мы проводили испытания этих машин и убедились, что где-то они могут работать хорошо, а где-то не очень.

Главная же проблема в том, что вовремя на месте уборки оказывается очень мало машин. Поэтому сейчас в кратчайшие сроки нужно оснастить наши коммунальные службы новыми машинами – пусть и не совсем совершенными. Да, в Москве есть «Мерседесы», «Боши» – это уже своего рода мощные комбайны, которые не оставляют за собой ничего: поверхность чистая, они могут выполнять большое количество работы. Эти машины еще раз дают понять, что необходимо создавать именно такую технику, но к ней нужно относиться бережно, поскольку она не только сложная, но и дорогостоящая.

Коммунальные службы пытаются купить более дешевые машины, но они оказываются ненадежными и непроизводительными. Поэтому нужны мощные, специализированные машины – «КАМАЗ», насколько я знаю, хочет заниматься этим направлением. Что необходимо совершенствовать? Для снегоуборочной машины нужно создавать специализированное шасси – нагрузки огромные, машина выезжает один-два раза, а потом у нее начинаются поломки.

Еще одна проблема в том, что власти и коммунальные службы многих российских городов не знают, сколько единиц снегоуборочной техники им требуется, какого размера должны быть приспособления для уборки проезжей части. Как сделать так, чтобы машины не мешали движению, ведь снег выпадает не только ночью, но и днем – значит, необходимы еще и дежурные машины, причем разного размера, так как широкозахватная техника перекроет движение.

 

Людей надо учить!
Применить что-то из европейского опыта борьбы со снегом и гололедом к России невозможно – мы не можем одним рывком сделать нашу жизнь такой, как, допустим, в Финляндии. Даже если закупим их технику, есть ли у нас люди, которые могут ей пользоваться? Все не так просто – чтобы управлять коммунальной дорожной техникой, учиться нужно довольно долго. А мы не имеем даже своей системы подготовки кадров механиков, операторов, инженеров и управленцев. Людей надо учить! Плюс ко всему надо посылать за границу молодежь за современным опытом использования техники и изучением ее как таковой.

Чего хочет заказчик?

Проблемы эти можно решить, если к этому вопросу у властей российских регионов и городов будет серьезное внимание. МАДИ, Росавтодор и Российская транспортная лизинговая компания (РТЛК) этим занимаются, поскольку государство приняло решение по вооружению коммунальных предприятий современной техникой по расчистке дорог. РТЛК может закупить у государ-ства и дать в лизинг предприятиям нужную снегоуборочную технику, если они обратятся туда, зная, какую технику хотят приобрести и у какого завода.

Но сначала руководителям коммунальных предприятий уже этой зимой нужно провести аудит своей снегоуборочной техники. Надо быстрее избавляться от непроизводительных и ненадежных машин, поскольку новая техника – это не только борьба со снегом и гололедом на дорогах и придорожных территориях, но и жизнь, и безопасность людей. Мой главный совет коммунальщикам крупных городов – иметь минимальный набор новой техники, которая способна быстро выполнить задачу уборки снега и борьбы с гололедом. А такая техника есть, ее количество растет, и мы с РТЛК можем помочь в выборе новинок.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*