Международный внедорожный ралли-рейд «Дакар-2011» начался в первый день нового года в столице Аргентины. Общая протяжённость его трассы составила 9600 км и увеличилась по сравнению с реально пройденным на предыдущей гонке расстоянием на 800 км. И это притом, что на этот раз было только 13 этапов – на один меньше, чем год назад. На границе Аргентины и Чили экипажам и их технике пришлось преодолевать перевалы на небывалых высотах – до 4800 метров. Караван ралли достиг крайней северной точки на карте Чили, максимально приблизившись к экватору по территории этой страны. |
Президент Чили на встрече с командой «КАМАЗ-мастер»
|
И всё это происходило в самый разгар лета на этом континенте, когда дневная температура зашкаливает за 50°. Тем не менее, предстоящие трудности и испытания не испугали любителей и профессионалов самого экстремального вида автоспорта – внедорожных гонок. Количество пожелавших проверить себя трассами марафона заметно увеличилось. На ралли «Дакар-2011» приняли старт 407 гонщиков-одиночек и экипажей: 170 мотоциклистов, 30 квадроциклистов, 140 экипажей на внедорожниках и 67 экипажей на грузовиках. Среди самых отважных – 13 женщин. «КАМАЗ-мастер»: изготовка к бою Для участия на ралли команда «КАМАЗ-мастер» подготовила четыре боевые машины. Всего трассу 33-го по счёту с 1978 года и третьего подряд в Южной Америке внедорожного марафона испробовали шесть боевых КАМАЗов: ещё две машины команда подготовила в качестве «клиентских» – для международных экипажей команд «Астана» из Казахстана и BMW X-Raid из Германии. Такое обширное представительство камских болидов случилось на «Дакаре» впервые. Три спортивных экипажа команды «КАМАЗ-мастер» из четырёх заявленных сформированы под предводительством испытанных дакаровских бойцов – пилотов Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова и Ильгизара Мардеева. Штурманом в экипаже «Царя Владимира» (дакаровское прозвище Владимира Чагина, шестикратного чемпиона этой гонки) вновь стал Сергей Савостин, а место механика занял Ильдар Шайсултанов. Не претерпел изменений состав экипажа Фирдауса Кабирова: в трио двукратного победителя «Дакара» вошли штурман Айдар Беляев и механик Андрей Мокеев. В экипаже Ильгизара Мардеева семейный тандем серебряного призёра «Дакара-2007» со своим сыном Айратом в качестве механика дополнил штурман Владимир Демьяненко. Как и было обещано Семёном Якубовым ранее, в гонке приняла участие и молодёжная тройка «КАМАЗ-мастера» в составе пилота Эдуарда Николаева, штурмана Вячеслава Мизюкаева и механика Владимира Рыбакова. Ребята заслужили право дебютировать на «Дакаре» своей победой на ралли «Шёлковый путь-2010» по маршруту «Санкт-Петербург – Сочи». Ещё один КАМАЗ стал «быстрой техничкой» на трассе для команды BMW во главе с топ-пилотом Стефаном Петранселем, машину повёл опытный камазовец и дакаровец Сергей Решетников. Команда Казахстана, составленная из уроженцев и граждан этой страны (Артур Ардавичус, Денис Березовский, Жанат Жалимбетов) также избрала для дебюта на ралли-марафоне проверенный в боях КАМАЗ. Приключения Автогонщики «КАМАЗа» должны были отправиться к месту старта из Москвы 27 декабря. Но столичные аэропорты были закрыты, рейсы постоянно откладывались. Ребята провели кошмарную ночь в переполненном пассажирами зале ожидания в «Домодедове». Лишь в предпоследний день 2010 года все члены команды «КАМАЗ-мастер» добрались-таки до Буэнос-Айреса. Спасение пришлось искать самим камазовцам. Живо откликнулись на зов девятикратных чемпионов «Дакара» аэропорты в европейских столицах, которые сумели найти для них места в переполненных рейсах «в сторону ралли-рейда». На отдых и экскурсию по Буэнос-Айресу уже времени не оставалось: ребята сразу же после прилёта начали готовить себя и свою технику к административным и техническим проверкам. Пережитое, по словам самих гонщиков, не сказалось на них отрицательно: «Это нам только добавило сил!» – скупо обронил пилот Ильгизар Мардеев. |
По Белой долине 2 января, вторая часть первого этапа «Буэнос-Айрес – Виктория – Кордоба». Первый скоростной участок ралли на трассе между Викторией и Кордобой стал и первой проверкой пилотов на предмет владения ими основами техники вождения. В течение большей части этого высокоскоростного «специаля» речь шла о нескольких секундах и минутах преимущества одного из экипажей. Все четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер» заняли места в лидирующей группе, а пилот Владимир Чагин одержал свою 57-ю победу за 15 лет своего участия на этапах этой гонки в качестве пилота. Вторым был чех Алеш Лопраис, племянник знаменитого Карела Лопраиса, третьим – Фирдаус Кабиров. Как гром среди ясного неба, пришла новость – гонка закончилась для голландца Жерара де Роя на грузовике «ИВЕКО», одного из главных соперников экипажей команды «КАМАЗ-мастер». Его грузовик дважды сильно подпрыгнул на трассе. После жёстких приземлений дала знать о себе травма, полученная гонщиком в сентябре 2009 года на ралли «Шёлковый путь». 3 января, второй этап «Кордоба – Сан Мигель де Тукуман». Часть дистанции с зачётом времени проходила по так называемой Белой долине. Её официальное географическое название можно перевести с испанского языка как Большая солончаковая пустыня. Она представляет собой дно древнего, но уже давно высохшего озера общей площадью 8,9 тысячи квадратных километров, заросшее кустарниками и лесами. Экипаж Фирдауса Кабирова победил на этапе и возглавил гонку в общем зачёте, вторым стал Алеш Лопраис. Из-за прокола колеса экипажи Владимира Чагина и Эдуарда Николаева заняли 5-е и 12-е места. Тем не менее, «Царь Владимир» вошёл в тройку лидеров по сумме двух этапов, которая повела гонку в общем зачёте, что называется, ноздря в ноздрю. 4 января, третий этап «Сан Мигель де Тукуман – Сан Сальвадор де Хухуй». Организаторы условно разделили скоростной участок на две зоны – «красную» и «зелёную». Дело в том, что первая часть допа проходила через пустынные каньоны, где властвует песок красного цвета, а вторая часть лавировала по склонам первых хребтов Андов, которые обросли густой зеленью и пышными, чуть ли не девственными лесами. Грузовики прошли только «красную» половину этапа. Некоторые участки второй части трассы её разработчики сочли непролазными для габаритной гоночной техники. Потому что там, как поясняется в описании трассы, «низко спадающие кроны деревьев представляют опасность для ветровых стёкол водительских кабин». Двойная победа команды «КАМАЗ-мастер» на очередном этапе ралли-рейда «Дакар» позволила экипажам Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова захватить верхние строчки рейтинга после трёх дней гонки. Владимир довольно быстро оставил позади двух соперников, стартовавших раньше него, методично, без всяких сбоев отыгрывал секунды и минуты у всех оппонентов и завоевал себе очередную, уже 58-ю победу на «Дакарах». Фирдаус Кабиров и Алеш Лопраис шли практически в одном темпе, и отчаянные рывки чеха, отправившегося в путь сразу же после нашего гонщика и видевшего через ветровое стекло «спину» идущего КАМАЗа, не приносили успеха. За 13 км до финиша Лопраис ещё выигрывал у камазовца 49 секунд, но затем Фирдаус с лёгкостью и с запасом отыграл эту «фору». Эдуард Николаев, стартовавший несколько позже первой пятёрки, всю дистанцию держался на четвёртом месте и в итоге поднялся до пятой ступеньки по сумме трёх этапов. Ильгизар Мардеев продолжил свой локальный спор во «втором эшелоне» и сохранил позицию в первой десятке. Суровое испытание 5 января, третий этап «Сан Сальвадор де Хухуй – Калама». Первая сложность на этапе – это длиннющий соединительный участок (554 км) с переходом аргентино-чилийской границы в Андах и преодолением горных перевалов, один из которых был на высоте около 4800 метров над уровнем моря. После этого гонщиков ждал сравнительно короткий, но непростой для прохождения «специаль» с элементами пустыни Атакама, теперь уже известной на весь мир своим крутым и изменчивым нравом. Экипаж Владимира Чагина подтвердил многолетнюю традицию, одержав очередную победу на этапах «Дакара» в день рождения своего пилота, рядом с ним плечо в плечо было трио Фирдауса Кабирова, а экипажи Эдуарда Николаева и Ильгизара Мардеева достойно поддержали своих товарищей по команде, заняв 5-е и 7-е места. Уверенный ход набрал единственный чистый дебютант в категории грузовиков Т4 – казахстанский экипаж на КАМАЗе с пилотом Артуром Ардавичусом. Начав с 45-го места на первом этапе, трио команды «Астана» трижды заняло места в середине второго десятка и по сумме четырёх этапов стало 16-м. 6 января, пятый этап «Калама – Икике». Особенность этапа – впервые на этом ралли дан общий старт для мотоциклистов и квадроциклистов, а также для автомобилей-джипов и грузовиков по показанному ранее результату. Смешение техники и экипажей разного класса сделало обгоны обычным делом. Стабильно пройдя марафонскую дистанцию спецучастка очередного этапа ралли-рейда «Дакар-2011», экипаж Фирдауса Кабирова добился уверенной победы и вновь возглавил классификацию грузовиков. 7 января, шестой этап «Икике – Арика». Перед днём отдыха в Арике Все четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер» вошли в пятёрку сильнейших на очередном этапе ралли-рейда «Дакар-2011», экипажи Фирдауса Кабирова и Владимира Чагина продолжили лидировать в суммарной классификации. Но победу на этапе одержал чех Алеш Лопраис. Заметим, что тяжело гружёная запчастями быстрая техничка команды «КАМАЗ-мастер» с пилотом Ильгизаром Мардеевым и казахстанские дебютанты «Дакара» на автомобиле КАМАЗ вошли в первую десятку по сумме шести этапов. КАМАЗ № 518 оказался на этапе быстрее всех трёх грузовиков «МАН» и двух оставшихся в строю «ИВЕКО», не говоря уже о других марках! |
«Царь Владимир» – дакаровское прозвище Чагина
|
К нам пожаловал президент 8 января, день отдыха в городе Арика. Острая борьба между командами «КАМАЗ-мастер» и Loprais «ТАТРА» Team вернула в класс грузовиков интригу и живой интерес специалистов и публики. Разрывы по показанному результату между экипажами Фирдауса Кабирова, Владимира Чагина и Эдуарда Николаева с одной стороны и Алеша Лопраиса с другой столь малы, что никто пока не берётся делать прогнозы. Успех на шестом этапе и прекращение серии из 24 камазовских побед на этапах ралли вызвали бурный всплеск эмоций у пилота чешского экипажа, и он дал пространное интервью журналистам. Далее, после отнюдь не бесспорных рассуждений и предположений относительно причин замедления хода камазовскими экипажами на финише шестого этапа, племянник знаменитого Карела Лопраиса завершил своё интервью так: «Наверное, в российском темпераменте есть какие-то ментальные слабости». Себастьян Пиньера, с марта 2010 года являющийся президентом Республики Чили, совершил в день отдыха весьма продолжительный по времени визит на бивуак, развёрнутый в городе Арика. Встретился он и с командой «КАМАЗ-мастер». Высокий гость выразил восхищение мощной техникой и мастерством пилотов прославленной дружины. Беседа продолжалась достаточно долго. Президент Пиньера получил от спортсменов в подарок книгу об истории команды «КАМАЗ-мастер». На прощание он пожелал россиянам успехов и хороших впечатлений от пребывания в Чили. 9 января, седьмой этап «Арика – Антофагаста». Этап должен был стать не только самым протяжённым по длине спецучастка, но и самым трудным на ралли. Особенно убийственной выглядела, судя по «легенде», вторая половина допа, когда караван ралли, спустившийся за первые 250 с лишним километров до уровня Тихого океана, снова должен был подняться по крутым песчаным склонам на гребни огромных барханов чилийской пустыни Атакама – на высоту более тысячи метров. Однако этот отрезок «специаля» остался за кадром по инициативе организаторов ралли-рейда. Видимо, они просто не захотели терять здесь основную часть каравана. Все экипажи команды «КАМАЗ-мастер» продолжили борьбу за самые высокие места в итоговой классификации, трио Фирдауса Кабирова осталось лидером гонки. Вновь потерял более 10 минут и экипаж Владимира Чагина, который в дальнейшем удалось отыграть. В классе грузовиков весь этап лидировал чешский экипаж Алеша Лопраиса на новом автомобиле «ТАТРА». Экипаж Фирдауса Кабирова на своём прежнем грузовике, принёсшем ему немало побед и призовых мест, также шёл в высоком, максимально возможном темпе, избегая при этом чрезмерного риска, за который пришлось бы заплатить невосполнимую дань пустынной трассе. В результате чешский экипаж отыграл у лидера гонки в классе грузовиков пять минут, но проблему в целом не решил. Царский рывок – 10 января, восьмой этап «Антофагаста – Копьяпо». Захватывающая борьба на восьмом этапе ралли-рейда «Дакар-2011» закончилась тройной победой команды «КАМАЗ-мастер»: экипажи Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова укрепили свои позиции лидеров в гонке года, молодёжный экипаж Эдуарда Николаева обосновался на четвёртом месте в общей классификации. Есть первый «хет-трик» на «Дакаре-2011»! «Полная чаша трудностей» – так характеризует трассу спецучастка восьмого этапа официальная презентация маршрута ралли. На предпоследнем чилийском этапе организаторы гонки припасли для участников, пожалуй, самый сложный, весьма протяжённый и очень интересный сектор с контролем времени. На 508 километрах пустыни содержался практически весь набор дакаровских «блюд» и «приправ», повторяющихся дважды: дюны с рыхлыми песками, полное бездорожье, острые, как бритва, камни, пересечение русел высох-ших рек, снова пески и огромные безжизненные пространства без всяких дорог и даже каких-то ориентиров – вплоть до Копьяпо. Две победы подряд некамазов-ского экипажа на шестом и седьмом этапах ралли после 24 выигрышей подряд в течение неполных трёх гонок заметно подогрели интерес дакаровской публики к теме грузовых автомобилей. Официальный сайт «Дакара» в своём итоговом пресс-релизе по седьмому этапу предельно откровенен в своих суждениях. Цитируем его без комментариев: «В категории грузовых автомобилей дуют свежие ветры. Чех Алеш Лопраис и его штурман Йозеф Калина (четырёхкратный победитель «Дакара») надеются оказать психологическое воздействие, чтобы вывести из равновесия хорошо отлаженную «камазовскую машину». Никто не знает, охватила ли русских паника, но Лопраис едет полный уверенности в себе. В Антофагасте он отпраздновал вторую победу, третью за всю его дакаров-скую карьеру. Чешская мечта может обрести реальные очертания». Калина также был полон оптимизма. В кратком интервью после седьмого этапа он выразил уверенность в том, что чешский экипаж cможет составить конкуренцию экипажу Фирдауса Кабирова, лидеру классификации: «Занять первое место для нас вполне реально, – сказал штурман. – Мы уступаем Кабирову только 16 минут. Вся проблема в том, что нам на пятки наступает Владимир Чагин. Мы знаем, что его машина будет идти быстрее нашей, если экипаж избавится от своих ошибок». Пока журналисты и соперники на бивуаке строили планы, делали предположения, догадки и прочие словесные упражнения, в команде «КАМАЗ-мастер» шла плановая и не какая-то абстрактная, а вполне конкретная работа: без суеты, деловито и чётко. И грянул бой – с новой силой! Среди ведущих экипажей категории грузовиков до поры до времени, примерно до 180-го километра, всё шло гладко. Владимир Чагин захватил лидерство, удерживал его на протяжении всех 508 километров и тем самым завоевал свою 60-ю победу на «Дакарах». Фирдаус Кабиров шёл вторым. Однако затем у него временно отключился IriTrack (о чём вскоре сообщил и пресс-центр ралли), и его промежуточные результаты перестали поступать на экраны компьютеров. Первым пришлось сделать незапланированную остановку чеш-скому экипажу, идущему на третьем месте, и он сразу же откатился на шесть мест назад с разрывом от лидера почти 22 минуты. Экипаж Эдуарда Николаева, стартовавший на 8 минут позже Алеша Лопраиса и с самого начала подпиравший основного соперника с четвёртого места, тут же обогнал его по дистанции, и сине-белый КАМАЗ №512 добрых 250 километров «тащил» бледно-жёлтую машину «ТАТРА» №504 за собой – почти до самого финиша. У 62-летнего штурмана Йозефа Калины не было необходимости следить за трассой и роуд-буком: можно было просто «ехать за этим русским», как он пошутил в день отдыха на ралли, когда посетил своих старых камазовских друзей-соперников. Шутка оказалась пророческой. Только на последних километрах, уже выполнив свою задачу, молодёжный экипаж «КАМАЗа» отпустил своих именитых «пленников» вперёд, сохранив, однако, третье место на этапе за собой. Так состоялось «укрощение строптивых»… Далее отрыв Владимира Чагина от всех участников только увеличивался. На восьмом этапе мы снова увидели прежнего, неукротимого пилота Владимира Чагина. И прав был Йозеф Калина: возможности новой гоночной машины «КАМАЗа» просто ошеломляющие! Надо только уметь ими управлять. О том, что у Фирдауса Кабирова случилась примерно 20-минутная задержка, мы смогли узнать только через два часа, когда IriTrack на его машине чудесным образом снова заработал (такие случаи бывали и раньше). Тем не менее, от Лопраиса наш экипаж сумел оторваться ещё на 8 минут без малого, укрепив перешедшую к нему вторую позицию в общем зачёте. Трое – наверху, четвёртый – 11 января, девятый этап «Копьяпо – Копьяпо». В столовой ралли-рейда «Дакар-2011» самое популярное блюдо – это чечевичный суп. Не столь популярный в России, в Европе он считается очень полезным и питательным. А «лакомое блюдо» дорожного меню (если не участников, то уж, во всяком случае, организаторов гонки) – это пески. Им каждый раз посвящается даже отдельный этап – круговой. В этом году «круг почёта» стал прощальным с гостеприимной страной под названием Чили. Завтра предстоит переезд через Анды – снова в Аргентину. Дюны, дюны и ещё раз высоченные дюны – вот краткая характеристика её пустынной трассы без видимого конца и края. Здесь масса работы для штурманов экипажей. Сколько гонщиков теряли раньше в этих коротких, но чрезвычайно коварных круговых этапах все шансы на успех – не счесть. А сильные и умелые наоборот делали здесь решающий шаг к победе или призовому месту в своей классификации. Важным в этом смысле в классе грузовиков стал и предыдущий восьмой этап. КАМАЗ Владимира Чагина завершил его с небывалым результатом: он пришёл на финиш пятым (!) в объединённом зачёте легковых и грузовых автомобилей. Быстрее него были только четыре «туарега» фирмы Volkswagen. Начало этапа в классе грузовиков, как и днём ранее, прошло на удивление спокойно. Почти все экипажи ехали в своём темпе, хотя и очень высоком с точки зрения возможностей экипажей и их машин. Отставание чешского экипажа с пилотом Алешом Лопраисом от лидеров, Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, медленно продолжало расти. Остальные камазовские экипажи и казахстанское трио на КАМАЗе также были в тонусе. Когда на 77-м километре из-за технической неисправности более чем час простояла «Татра», у команды «КАМАЗ-мастер» появился повторный шанс одержать тройную победу. На 110-м километре, уже на выходе из песков на твёрдую почву под колёсами, чешская машина замерла вновь. Официальный сайт ралли сообщил, что экипаж занимается «садоводством», то есть пытается вызволить грузовик из «песочного плена» с помощью лопаты и других подручных средств. В итоге его проигрыш победителю составил чуть ли не три часа! Таким образом, экипаж Эдуарда Николаева перешёл на третье место – как на этапе, так и по суммарному результату девяти гоночных дней. Может создаться впечатление, что на вершине турнирной таблицы теперь уже интригу создают только экипажи команды «КАМАЗ-мастер» в борьбе между собой. Пользуясь этим обстоятельством, западные СМИ немедленно поспешили объявить на весь мир, что победитель «Дакара» в классе грузовиков вскоре будет объявлен… внутренним распоряжением команды, и им, конечно же, станет экипаж «Царя». Но реальность тут же опровергла эти домыслы. Уже почти на финише КАМАЗ Владимира Чагина в очередной раз задержался в пути – примерно на 15 минут. Это позволило экипажу Фирдауса Кабирова одержать победу на этапе и вновь возглавить классификацию грузовиков. На «Дакарах» никто ни от чего никогда и ни при каких обстоятельствах не застрахован! Для российских болельщиков оставалась, правда, ещё одна заветная «интрига»: сумеет ли экипаж Ильгизара Мардеева присоединиться к своим товарищам и занять четвёртое место на этапе. Однако для первых номеров команд на грузовиках «ИВЕКО» и «МАН» это было бы уже слишком звонкой спортивной пощёчиной. Мало того, что они и до этого уже проигрывали экипажу Ильгизара Мардеева на быстрой техничке команды «КАМАЗ-мастер»! И испанец Пеп Вила, и немец Франц Эхтер, пилоты экипажей на названных грузовиках, сделали всё, чтобы не допустить очередной неудачи. |