Пётр Непорожний — Человек, в котором горел свет…

Есть люди, которых мы ценим за вклад в создание определённых вещей. Но за давностью лет имена этих людей забываются. Да, их помнят единомышленники и коллеги по цеху. Но, увы, таким свидетельствам уготован недолгий век. Сегодня «Новая неделя» напомнит читателям о жизни и делах Петра Степановича Непорожнего. Или, быть может, познакомит вас с ним.
 

Пётр Непорожний (слева) никогда не позволял себе,
как многие чиновники, повысить голос на подчинённых
 

Большое детище
министра

Его место в истории страны вы найдёте, пожалуй, в любом словаре: министр энергетики и электрификации СССР. «Да мало ли было этих министров в 1960–80-е годы! С чего вдруг нам их нужно помнить?!» – возможно, подумаете вы. Да хотя бы потому, что сегодня мы не представляем своей жизни без того, что буквально стало его детищем. Единая энергетическая система СССР была не просто сделана «под чутким руководством» или «при непосредственном участии» этого человека, а выношена, рождена и заботливо выращена Петром Непорожним.

Так что заслуги министерства тех лет смело можно приравнять к его собственным. Куйбышевская, Саратовская, Волгоградская, Колымская, Чебоксарская, Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская, Усть-Илимская, Нурекская, Токтогульская и другие гидроэлектростанции выросли на просторах Советского Союза именно в эти годы. Тогда же были построены Нововоронежская, Курская, Смоленская, Ровинская, Запорожская, Армянская, Белоярская и другие АЭС. А уж сколько появилось ТЭЦ!..

К 1982 году суммарная выработка электроэнергии всеми электростанциями составила 1,4 трлн. кВт/ч. Только с 1970-го по 1980-й годы мощности электростанций увеличились со 166 до 267 млн. киловатт, протяжённость ЛЭП напряжением выше 35 киловольт выросла с 466 до 769 тысяч километров, а производство электроэнергии продвинулось с отметки в 741 до показателя 1295 млрд. кВт/ч! Такую динамику развития Единой энергетической системы страна наблюдала только при Петре Непорожнем.

К тому же она работала совместно с электроэнергетическими системами стран-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Были среди всех этих гигантов и знакомые жителям нашего региона Нижнекамская ГЭС и Заинская ГРЭС. Так что неудивительно, что в 1979 году делегация стран-участниц СЭВ во главе с председателем комиссии СЭВ по электроэнергии прибыла именно в Набережные Челны.

Его ждал
город на Каме

Конечно, сам Пётр Непорожний бывал в городе на Каме не раз. Немногие знают, но без него не обошлось бы и строительство «КАМАЗа». Министр даже был заместителем председателя Госкомиссий по приёмке в эксплуатацию первой и второй очередей Камского комплекса заводов в 1976 и 1981 годах.
Конечно, заказчиком этого масштабного проекта выступило Министерство автомобильной промышленности СССР, но исполнителем стало управление строительства «Камгэсэнергострой», созданное по приказу Минэнергетики и электрификации СССР в 1964 году. Таким образом, около 10 лет Пётр Непорожний представлял генерального подрядчика этого масштабного строительства.

При нём начали работать автомобильный, прессово-рамный, кузнечный, литейный, ремонтно-инструментальный заводы и завод двигателей. Первые две очереди Камского автомобильного завода позволили производить по 150 тысяч автомобилей, а также 195 тысяч силовых агрегатов и двигателей в год.

Кстати, учитывая, что «Камгэсэнергострой» в упомянутые годы ввёл в эксплуатацию ещё и Заинскую ГРЭС, Нижнекамкую ГЭС, ТЭЦ в Набережных Челнах, Нижнекамске и Казани, а также многие объекты инфраструктуры городов Закамья, Петру Непорожнему часто приходилось очень оперативно решать спорные вопросы на местах. Каким же был человек, которому удавалось всё это успевать?!

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Пётр Степанович Непорожний – государственный и партийный деятель, профессор, доктор технических наук, действительный член Академии строительства и архитектуры СССР, член-корреспондент АН СССР.
Родился 13 июля 1910 года в деревне Тужиловка Киевской области на Украине. В 1933 году окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта по специальности «Гидротехник». В 1954–59-х – заместитель председателя Совета министров и председатель Госстроя Украинской ССР. В 1959–62 годах – первый замминистра строительства электростанций СССР. В 1962–85 годах – министр энергетики и электрификации СССР (в 1963–65-х председатель Государственного комитета). В 1966–86-х – депутат Верховного Совета СССР.
Лауреат Ленинской премии (1968). Автор более 200 научных трудов. Награждён четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и медалями. Скончался в 1999 году. Имя Петра Степановича Непорожнего присвоено Саяно-Шушенской (2002) и Каховской ГЭС (2005).

«Прав, оказывается, товарищ!»

– Среди тех, кто строил, о нём ходили легенды, окрашенные изумлением и даже некоторой оторопью: как мог один человек столько знать и удерживать в памяти, вникать во всё до мелочей и находить решения в, казалось, нерешаемых ситуациях, если их не могли найти люди, занимающиеся этим вплотную? – писала журналистка Лариса Боброва после беседы с Петром Степановичем. – Он мог, походя, выдать спасительную идею, мог оценить чужое решение и дать «добро» на его воплощение. И вы могли быть уверены, что вам помогут, с вами разделят ответ-ственность и не отвернутся, если у вас что-то не получится вовсе на предварительном испытании, экспериментальной плотине, турбине, свайном фундаменте или в любом другом «узком месте», возникающем не раз на любой стройке.

Очевидцы утверждали, что Пётр Непорожний лично посещал все строящиеся объекты электрификации страны и заводы, на которых проектировали и изготавливали оборудование для них. Неслучайно фольклором строек тех лет стало сказание о логарифмической линейке, которую он всегда держал при себе.

– Свои знали, что обмануть его нельзя и лучше даже не пытаться, – описывала Лариса Боброва. – Буквально на каждом из сотен объектов он хоть однажды доставал из внутреннего кармана жёлтую от времени логарифмическую линейку и тут же ловил на вранье того, кто пытался свои промахи свалить на «объективные причины». Это доставание линейки было унизительнее всяких кар. Но на Вилюе долго рассказывали и даже показывали инженера, удостоенного после «доставания линейки» не колючего взгляда и «что вы тут мне рассказываете», а «прав, оказывается, товарищ». Товарищ, говорят, год после этого светился блаженно-смущенной улыбкой.

Пётр Непорожний всегда был в курсе проблем Единой энергетической системы СССР и никогда не принимал решения только потому, что он министр.

– Наблюдая, как он ведет совещания, можно было только поражаться его компетенции и огромному кругозору, – вспоминал эксперт ОАО «РусГидро» Валентин Стафиевский. – Но главное – Непорожний был необыкновенно деликатным человеком. Он никогда не позволял себе, как многие чиновники его уровня, оборвать человека на полуслове, повысить голос на подчиненных… Одновременно в разговоре всегда чувствовалось, что перед тобой не просто коллега, а министр, настолько красиво и, я бы сказал, высоко он общался с людьми. В то же время к людям на местах Непорожний относился как-то по-отечески, ведь многие были младше его (Петру Степановичу было уже за 50 – прим. ред.).

Вода текла,
турбины крутились…

Рассказывали, что Пётр Непорожний как заведующий кафедрой гидроэнергетики Москов-ского энергоинститута с особым трепетом относился к талантливым студентам.

– Как-то раз из Москвы приехала на Красноярскую ГЭС группа студентов с направлением. На листочке рукой Непорожнего было написано: «Борис Александрович, посылаю тебе практикантов, покажи им гидротехнические сооружения. Будь внимателен». А ниже – приписка: «Запрети студентам пользоваться лифтом при посещении плотин, пусть они ножками ощутят все величие сооружения». Вот так мы с этой группой первое время все 500 ступенек вверх-вниз пешком и проходили, – вспоминал первый директор Красноярской ГЭС Борис Растоскуев.

Кто-кто, а уж Пётр Непорожний знал, как влюбить молодёжь в энергетику!

– Я с детства был болен электрификацией, – признался он Ларисе Бобровой. – У нас в семилетке учитель был, физик и математик. Он нам рассказывал о плане ГОЭЛРО
на плотине Репниных, где вода текла, турбины крутились, генераторы… Наверно, всё-таки от ровного шума воды, от хода реки в хлопчике что-то перевернулось, и как бы лампочка в нем самом зажглась. Я весь горел электрификацией!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*